Крейсер «Новик» и другие русские корабли, которые повторили подвиг «Варяга». Русские крейсера тихого океана Вооружение крейсера Россия

Россия - броненосный крейсер российского императорского и советского флотов, прошедший Русско японскую и Первую мировую войны. Крейсер "Россия" должны были строить по образцу "Рюрика", однако, за три года прошедшие между закладками кораблей, развитие военно-морской техники не стояло на месте. Поэтому корабельному инженеру Николаю Елисеевичу Титову пришлось разработать проект корабля с введением всех необходимых и настоятельно требуемых усовершенствований.

Конструкция крейсера Россия

Первоначальные требования Морского министерства к «Рюрику №2» состояли в совершенствовании броневой защиты корабля - выше главного бронепояса, корабль должен был получить второй и бронированные казематы для артиллерии. Кроме того на нем должны были стоять водотрубные котлы, более легкие, чем огнетрубные котлы "Рюрика" и сокращенный парусный рангоут на трех мачтах.

Выполнение этих требований привело к разработке совершенно нового корабля, общего у которого с "Рюриком" были разве что огромные габариты корпуса (12 130 т водоизмещения в нормальном грузу) и состав артиллерийского вооружения. К сожалению, выполнить все требования, предъявляемые к кораблю не удалось.

Вместо двух броневых поясов, был оставлен один относительно большой высоты (2,6 м, из которых, при нормальной нагрузке, 1,2 м находились под водой). В корме пояс имел толщину 127 мм, в районе погребов орудий главного калибра - 152 мм и в середине корпуса - 203 мм, утончаясь к нижней кромке до 102 мм. В носовой части броневой пояс на 27 м не доходил до форштевня и замыкался 178-мм броневым траверзом. Плоская броневая палуба над поясом имела толщину 51 мм, карпас в носовой части - 63-76 мм. Защиту дымоходов на высоту одного межпалубного расстояния (около 2,3 м) осуществляли 76-мм броневые кожухи, а верхние части цилиндров главных паровых машин были прикрыты 127-мм наклонной броней гласиса. Вся броня толщиной в 127 мм и выше была закалена по способу Гарвея.

Боевая рубка была толщиной в 305 мм. Необходимо отметить, что начиная с «Рюрика» боевые рубки русских кораблей имели один важный дефект - вместо прорезанных в броне смотровых щелей, над краем рубки просто располагалась бронированная крыша, образуя «визирные просветы» высотой до 30 см. При этом бронированная крыша имела грибовидную форму и отражала осколки, попавшие в эти просветы внутрь рубки, превращая ее из командного центра корабля в ловушку для рулевых и командиров. Символично, что автор этого рацпредложения, погиб в ходе Русско-японской войны, смертельно раненый как раз в броневой рубке «Рюрика».

Повреждённый крейсер "Россия" во Владивостоке после боя в Корейском проливе

Если защиту машин, котлов и погребов на корабле можно было считать обеспеченной, то с защитой артиллерии дело обстояло не многим лучше, чем на «Рюрике». Никаких отдельных казематов для орудий поставить не удалось. С корму батарею 152-мм орудий прикрывали две травезные переборки (38 и 127 мм), а с носовой части одна (127 мм). Между 10 орудиями, установленными у миделя, располагались 38-мм противоосколочные переборки. В корме орудия главного калибра имели только 25-мм бронированные щиты, а в носу - «кольцевые барбеты» той же толщины. Элеваторы подачи боеприпасов были прикрыты 76-мм броней. Масса брони на корабле составила 1947 т, что на 500 т больше чем на «Рюрике».

Весьма передовой должна была стать и трехвальная силовая установка корабля. По задумке конструкторов, полный ход кораблю обеспечивали две расположенные побортно паровые машины тройного расширения суммарной мощностью в 14 500 л.с., что считалось достаточным для достижения 19 узлового хода. А на экономической скорости, корабль должен был двигаться под маломощной (2500 л.с.) паровой машиной, приводящей в действие средний вал. Как считалось, при движении под одной средней машиной корабль, при полном запасе угля в 2200 т. смог бы пройти более 13 500 миль. К сожалению, эта оригинальная конструкция оказалась полностью неработоспособной. На полном ходу работа средней машины не прибавляла кораблю скорости, а на экономичном ходу побортные машины все равно приходилось держать в действии, так как. средняя паровая машина не смогла развить проектной мощности и винты бортовых паровых машин создавали слишком сильное сопротивление, мешая развить даже 10-узло-вый ход. Кончилось тем, еще до начала Первой мировой машину экономического хода демонтировали, и крейсер стал двухвинтовым.

В качестве котлов были выбраны водотрубные котлы системы Бельвиля (32 штуки в четырех котельных отделениях), которые заказали во Франции. На испытаниях главные паровые машины корабля превысили проектную мощность (15 680 л.с.), что позволило развить ход в 19,74 узла. Дальность плавания на практике составила 7740 миль (10-узловым ходом). Для защиты от обрастания подводная часть корабля имела деревянную и медную обшивки.

В ходе проектирование и постройки вооружение корабля претерпевало серьезные изменения. Если главный калибр был определен раз и навсегда - четыре новых 203-мм орудия с длиной ствола в 45 калибров, то вместо 6x120-мм пушек на «Рюрике» было решено поставить еще 4x152-мм орудия. В случае постройки корабля по такому проекту - он имел бы одну из самых многочисленных батарей орудий среднего калибра в истории кораблестроения. Однако вместо этих пушек на верхней палубе корабля разместили 12х75-мм противоминных орудий, хотя необходимость защиты от миноносцев для океанского рейдера вещь весьма сомнительная. С другой стороны, при принятых тогда небольших дистанциях боя, огромное количество снарядов малокалиберных скорострельных пушек должен было разгонять прислугу неприятельских орудий, что отчасти подтвердилось опытом Японо-китайской и Испано-Американских войн. Бортовой залп орудий среднего калибра на крейсере «Россия» был дополнительно ослаблен установкой носовой 152-мм пушки в полубаке - без возможности вести огонь по траверзу. Такое странное решение пришло из французского флота 1870-1880-х годов, в котором считалось, что такое погонное орудие сможет вести огонь при сильном волнении, на самом на деле этому мешали брызги от форштевня, а так же обстреливать неприятеля перед нанесением таранного удара. В корме, на палубу, с несколько большим углом обстрела поставили еще одно - ретирадное орудие. В результате такого неудачного расположения в бортовом залпе «России» могли участвовать 2х203-мм орудия и 7х152-мм.

Кроме 75 мм пушек на корабле было установлено еще 20x47-мм и 18х37-мм орудий, полезность которых, при наличии 75-мм орудий была, безусловно, отрицательной. Фактически, на все это обилие «противоминных пушек» лишь отвлекалась часть экипажа корабля. Артиллерию дополняли пять надводных торпедных аппаратов.

Оценочная стоимость «России» составила около 9 миллионов рублей, что, учитывая изменение курса рубля в ходе строительства, эквивалентно примерно в 951 тысяче фунтов стерлингов. Кораблестроение в России, действительно, обходилось очень дорого.

Во время Русско-японской войны «Россия» входил в состав Владивостокского отряда крейсеров, единственного соединения русского флота на Дальнем Востоке, пережившего эту войну. 1 (14) августа 1904 года крейсер участвовал в бою у Ульсана, в котором погиб «Рюрик». К 1905 году на корабле усилили артиллерийское вооружение: погонное орудие перенесли на верхнюю палубу, ретирадному орудию придали больший сектор обстрела, на верхней палубе, вместо 6х75-мм орудий, поставили 6x152-мм пушек в казематах из 9-12,7-мм брони с 31-мм щитами орудий, дающими хотя бы какую-то защиту от осколков. В результате бортовой залп увеличился до 12x152 мм стволов. В 1906-1909 году, после возвращение на Балтику, крейсер встал на капитальный ремонт, в ходе которого с корабля сняли грот-мачту, в качестве противоминного калибра установили 15х 75-мм пушек, сняв все малокалиберные орудия, демонтировали торпедные аппараты и обеспечили возможность приема 200 мин заграждения. В результате всех этих переделок, к началу Первой мировой войны нормальное водоизмещение корабля достигло 13 060 т, а полное превысило 15 600 т. Скорость хода упала до 18 узлов.

В 1915-1916 годах корабль еще раз перевооружили - а в носу и корме, друг за другом, было установлено по два 203-мм орудия в коробчатых броневых щитах, а число 152-мм орудий сократилось до четырнадцати. В результате в бортовом залпе крейсера могли участвовать 6х203-мм и 7х152-мм. Любопытно, что из-за нехватки 152-мм орудий наиболее «расстрелянные» пушки, вместо замены, перенесли на левый борт крейсера, то есть противника предполагалось встречать правым бортом. Вместимость угольных ям была увеличена до 2400 т.

Судьба крейсера Россия

Переведён с Балтийского моря на Дальний Восток в состав эскадры Тихого океана, где под командованием капитана 1-го ранга А. П. Андреева стал флагманским кораблём Владивостокского отряда крейсеров. За время крейсерства с апреля 1904 по апрель 1905 года потопил два японских транспорта, 6 японских шхун, английский пароход «Knight Commander», германский пароход «Tea» и ещё 4 японских судна.

1 августа 1904 - Бой с эскадрой японских броненосных крейсеров в Корейском проливе у о. Ульсан. Тяжело повреждён (48 убитых, 165 раненых). Во время ремонта на верхней палубе вместо 6х75-мм орудий верхней палубы установлены 6х152-мм, погонное орудие перенесено на верхнюю палубу.

Зима 1904−1905 - Использовался в качестве плавучего форта с целью флангового обстрела побережья Амурского залива при возможной атаке Владивостока по льду, для чего был вморожен в лёд у входа в бухту Новик.

1906-1909 - Капитальный ремонт в Кронштадтских мастерских Балтийского завода (отремонтирован корпус, механизмы и устройства, демонтирована средняя машина экономического хода, заменены котлы, облегчён рангоут).

Сентябрь 1914 - Участвовал в набеговых операциях на коммуникации противника.

Январь 1915 - Участвовал в постановке активных минных заграждений, прикрытии минно-заградительных, разведывательных и набеговых действий лёгких сил флота.

1915-1916 - Перевооружён (6х203/45, 14х152/45, 2х47, 3 пулемета; для установки дополнительных 203-мм орудий срезан полубак).

Май 1918 - Поставлен на консервацию в Кронштадтском военном порту.

1919 - Часть 152-мм орудий передана для обороны Риги.

1 июля 1922 - Продан на слом совместному советско-германскому акционерному обществу «Деруметалл».

В конце 1922 года при буксировке в Германию крейсер попал в сильный шторм и был выброшен на банку Девельсей у Таллина. Впоследствии снят спасательной экспедицией Морских Сил Балтийского Моря и отведён в Киль, где и разобран.

Тактико-технические характеристики крейсера Россия

Изготовитель: Балтийский завод
- Строительство начато: 20 ноября 1893 года
- Спущен на воду: 30 апреля (12 мая) 1895 года
- Введён в эксплуатацию: 13 сентября 1897 года
- Выведен из состава флота: 1 июля 1922 года
- Статус: Разобран на металл

Водоизмещение крейсера Россия

Нормальное: 13060 т, полное: 15600 т (на 1914 г.)

Размеры крейсера Россия

Длина: 144,2
- Ширина: 20,9
- Высота: 8 м

Двигатели крейсера Россия

3 паровые машины, 32 котла Бельвиля
- 17 680 л. с. (13 МВт)
- 2200 т угля

Скорость крейсера Россия

19,74 узла (36,6 км/ч) (к 1914 примерно 18 узл)

Дальность плавания крейсера Россия

7740 морских миль на 10 узлах, 5040 морских миль на 12 узлах

Бронирование крейсера Россия

Пояс - 152-203 (в корме - 127) мм, носовой траверз - 178 мм, гласис - 127 мм, кожухи дымоходов - 76 мм, казематы - 12,7 мм, щиты орудий - 25-31 мм, траверзы батареи - 38 и 127 мм, палуба - 51 мм, карпасная палуба в носу - 63-76 мм, рубка - 305 мм.

Вооружение крейсера Россия

4 × 203-мм/45,
- 16 × 152-мм/45,
- 12 × 75-мм/50,
- 20 × 47-мм,
- 18 × 37-мм,
- 2 десантные пушки Барановского
- 5 надводных 381-мм торпедных аппаратов

Экипаж: 782 чел (фактически до 1080 чел).

Фото крейсера Россия

Т.о. перед началом РЯВ у нас в строю было 18 новых (меньше 10 лет) крейсеров с современной артиллерией (+1 вступил в строй во время войны - "Олег"), к началу 1-й МВ их стало 15 (включая "Алмаз"; еще 6 вступили в строй, но 10 были потеряны).
Тогдашним современным требованиям эти корабли уже не удовлетворяли, поэтому планировалось строительство новых. В 1913-14 гг было заложено 10 кораблей - 8 типа "Бутаков" (две подсерии по 4 ед. - балтийская и черноморская) в России и 2 типа "Невельской" в... Германии! ГК - 130-мм на обоих проектах.
НИ ОДИН из этих кораблей до конца 1-й МВ в строй нашего флота не вошел. Германцы свои два конфисковали, 1 из них ("Эльбинг", бывш. "Невельской") погиб в 1916 г. во время Ютландского сражения (опять "англичанка гадит!), а второй ("Пиллау", бывш. "Муравьев-Амурский", принимал участие в оперции в Рижском заливе против нас в 1917 г.) в 1920 г. передан Италии, получил имя "Бари" и был потоплен американской авиацией в 1943 г. в Ливорно (поднят и разобран в 1948 г.).

Итальянец "Бари" (бывш. "Муравьев-Амурский") в Венеции

Из новых крейсеров нашей постройки:

2 на воду не спускали, разобрали на стапеле, остальные спущены в 1915-16 гг, "Грейг" и "Спиридов" достроены в 1926 г. как танкеры (!) "Азнефть" и "Грознефть", первый погиб в шторм на рейде Туапсе в 1937г., второй превращен в 1934 г. в несамоходную баржу, дважды затоплен в Мариуполе - в 1941 г. нашими, в 1943 г. немцами, дважды же был поднят, сдан на слом в 1952 г.

Бывш. "Спиридов"/"Грознефть" в Мариуполе

Недостроенный "Бутаков" в 1940-41 гг даже назывался "Авророй" (!), его планировали достроить как учебный крейсер, но в 1942 г. он был потоплен огнем немецкой артиллерии в Ленинграде (торг.порт), после войны поднят и в 1952 г. сдан на слом.
"Светлана", "Нахимов" и "Лазарев" достроены в 1927-28 гг, как "Профинтерн" (позже "Красный Крым"), "Червона 404" и "Красный Кавказ" (последний достроен в 1932 г. по измененному проекту с орудиями ГК 180-мм). "Червона 404" в 1941 г. потоплена в Севастополе немецкой авиацией, поднята в 1947 г., переоборудована в корабль-мишень (выброшена на мель для отработки ударных задач авиацией). "Красный Крым" и "Красный Кавказ" принимали активное участие в ВОВ, перевезли десятки тысяч человек десанта, пополнения, раненых, эвакуируемых, сотни тонн грузов и вооружения, израсходовали тысячи снарядов (больше 3.000 130-мм и около 500 180-мм). "Красный Крым" первым из кораблей ЧФ вошел в освобожденный Севастополь в ноябре 1944 г., с 1949 г. учебный крейсер, с 1953 г. плавказарма, в 1959 г. сдан на слом. "Красный Кавказ" с 1947 г. учебный крейсер, в 1952 г. переоборудован в корабль-мишень, в том же году потоплен при испытаниях ПКР "Комета".

"Красный Кавказ" - его хотели перевооружить на ГК 4х2х152-мм, но состояние не позволило

"Красный Крым" салютует при входе в Севастополь, 5 ноября 1944 г.

Проект 78 - учебный крейсер из "Бутакова"

Т.о. из 10 заказанных и начатых постройкой кораблей флот получил только 3 и на полтора десятилетия позже... Одна из причин пренебрежения достройкой легких крейсеров в период 1-й МВ - вступление в строй флота эсминцев типа "Новик" с мощным артиллерийским вооружением (торпедное себя, надо признать, не оправдало!), к-рые и выполняли крейсерские функции на закрытых ТВД Балтики и Черноморья.
Но, зато, были и незапланированные пополнения крейсерами: о выкупленном "Варяге" и его судьбе я уже писал в Ч.1, вместе с ним выкупили и бывш. броненосец "Пересвет" (в японском флоте "Сагами"), перечислив его в класс крейсеров (артиллерия ГК - 254-мм). При переходе с Дальнего Востока погиб в 1916 г. на германской мине в Средиземном море.
И последний: в 1915 г. у Одессы подорвался на мине турецкий крейсер "Меджидие" (американской постройки), на всякий случай его торпедировал еще и турецкий эсминец, но наши подняли корабль и в 1916 г. ввели в строй (перевооружив на 130-мм артиллерию). В 1918 г. захвачен в Севастополе германскими войсками и возвращен туркам. Списан в 1947 г., разобран в 50-е.

"Прут" в составе ЧФ

Итого , в начале 30-х годов наш флот имел всего 3 (ТРИ) крейсера! Это, конечно, не считая "Авроры", "Коминтерна" и "Амура". Т.е. за очередное 20-летие (начиная с закладки "Светлан" до вступления в строй "Красного Кавказа") наш флот начал стр-во 10 крейсеров, но большинство из них так и не получил - бесполезные затраты налицо, хотя и не такие катастрофические, как в классе линкоров - крейсера, всё же, дешевле...
Следующая часть - сталинская.

"Генерал-Адмирал" (вступил в строй в 1875 г.) - считается первым в мире броненосным крейсером!

Продолжение моего cправочника по теме (см.тут: http://nosikot.livejournal.com/1819309.html), в нем о других наших дореволюционных крейсерах со скорострельной артиллерией, принимавших участие в РЯВ и 1-й МВ, + дополнение по более ранним кораблям с нарезной артиллерией (клиперы не считаю!), "дожившие" до 20 века...
1) Броненосные крейсера


Родоначальник класса - на фото вверху, в 1877 г. вступил в строй практически однотипный с ним "Герцог Эдинбургский". Корабли вызвали фурор и почти панику в Британии - из-за опасения начала Россией крейсерской войны против нее (как очередная возня с турками начиналась!). Результат, конечно - увеличение расходов на флот - "в ответ" (все прямо как сейчас!). Причем, замечу, броненосных крейсеров со сходными ТТХ у Британии тогда действительно не было, броненосцы, способные догнать наши крейсера были, НО все они имели дульнозарядную артиллерию ГК (хотя и нарезную), первые крупные корабли - броненосцы и крейсера - с казнозарядной артиллерией "серьезного" калибра начали вступать у них в строй через 10 лет после появления наших (+ началось перевооружения ряда кораблей более ранней постройки). "Вот что Крупп животворящий делает!"
Еще через год вступил в строй "долгострой" "Минин" (из-за катастрофы с британским "Кэптеном" его из первоначально башенного переделали в батарейный, в сер. 80-х перевооружили "Князя Пожарского".
Из этих 4-х "Пожарского" списали в 1911 г. (через учебный и блокшив), а остальные стали к 1-й Мировой минзагами, "Минин" погиб в 1915 г. на германской мине, а вот 2 остальных дожили до 40-х годов (!)

Минзаг "25 октября" - бывш. "Нарова", бывш. "Генерал-Адмирал" в ВМФ СССР...

О "Мономахе" и "Донском" писал в Ч.1, так что дальше идет башенный "Нахимов" - он погиб при Цусиме со старой артиллерией - перевооружить не успели!

А потом новый виток истерии у британцев вызвали, последовательно, "Память Азова", "Рюрик", "Россия" и "Громобой"

"Рюрик" (1-й) - типичный рейдер, вызывал опасения у британцев, но погиб в эскадренном бою, для к-рого не годился и не планировался!

Затем ошибочные, но однотипные "Баяны" (2 имярек, французской постройки, "Паллада" и "Адмирал Макаров" - отечественной) и "Рюрик-2" (британской постройки)
"Память Азова" стал учебным кораблем с 1907 г (с резко сокращенным вооружением), потоплен в Кронштадте в 1919 г. британским торпедным катером (дотянулись все-таки!)
Так что всего 14 кораблей этого класса, судьба не упомянутых выше: "Рюрик" (имел старые 203-мм орудия, но 152-мм и 120-мм артиллерия вполне современная!), "Россия", "Громобой", "Баян", "Макаров", "Паллада" (2-я), "Баян" (2-й), "Рюрик" (2-й, в отличии от остальных ГК 254-мм, а не 203-мм). 3 построены за границей (2 во Франции и 1 в Британии). 4 участвовали в РЯВ, "Рюрик" и "Баян" в ходе нее потеряны (первый в бою в Корейском проливе, второй в Порт-Артуре - японская артиллерия). Последний поднят, введен японцами в строй ("Асо"), потоплен в 1932 г. как мишень. Остальные участвовали в составе нашего флота в 1-й МВ, в 1914 г. немецкая ПЛ потопила "Палладу") со всем экипажем. Все, кроме "Рюрика-2" в 1922 г. были проданы на слом в Германию ("Громобой" и "Россия", правда, оказались на камнях в Прибалтике, там и разобраны). "Рюрик" (2-й) разобран в 1924 г (разоружен раньше).

"Рюрик" (2-й) - уже устарел к моменту ввода в строй, в основном по скорости... А ведь можно было вместо 2-х 203-мм орудий в малые башни поставить по одному 254-мм - и был бы почти дредноут!

2) Крейсера 2-го ранга (бронепалубные)

Гидрокрейсер "Алмаз" со своим новым оружием - самолетами, ЧФ, 1915 г.

Сюда относятся 5 кораблей - "Боярин", "Новик", "Жемчуг", "Изумруд" и "Алмаз", ГК - 120-мм пушки системы Канэ (последний получил их только в 1905 г.). 2 построены за границей (1 в Германии, 1 в Дании) Все участвовали в РЯВ, "Боярин", Изумруд" и "Новик" потеряны (первый на своих минах, второй взорван экипажем на ДВ, третий затоплен экипажем после боя с крейсером "Цусима" у Сахалина), последний поднят и введен в строй японцами ("Судзуя"), в 1913 г. сдан на слом. "Жемчуг" погиб в 1-ю МВ (потоплен германским крейсером "Эмден" в Пенанге в 1914 г.). "Алмаз" с 1906 г. посыльное судно, с 1908 г. яхта, с 1914 г. гидрокрейсер/авиатранспорт, ушел с эскадрой Врангеля в Бизерту, там и сгинул...

"Новик", немецкая "сборка" - самый быстрый к моменту ввода в строй крейсер в мире. 25+ уз!

Сюда же, с нек-рыми оговорками, можно отнести и 2 МЗ типа "Амур" (2-й) серии с 120-мм скорострельной артиллерией. "Енисей" (2-й) потоплен германской подлодкой в 1915 г., "Амур" (2-й) с 1918 г. блокшив, с 1930 г. учебное судно, с 1938 г. - ПБ ПЛ. В 1941 г. потоплен немецкой авиацией в Таллине, поднят и разобран в 1951 г.
Т.о. из этой группы кораблей событий 1-й МВ и последовавших за ней - Революции и Гражданской войны не пережил ни один! Напомню, в 1-й группе таких было 2 - "Аврора" и "Память Меркурия"/"Коминтерн".

ИТОГО за период ок. 30+ лет (с "Генерала-Адмирала" до вступления в строй "Баяна" 2-го) в состав русского флота вступили 35 кораблей крейсерского типа (+1 перевооруженный на новую артиллерию старый, 1 погиб до начала 20 в.), недостроен только 1 из заложенных. 16 погибли в ходе боевых действий в ходе РЯВ, 1-й МВ и ГВ/ИИ, 9 сданы на слом в нач. 20-х, 2 ушли с Врангелем в Тунис. 5 , в разном качестве, находились в составе флота к началу ВОВ.

В феврале 1904 года крейсер «Варяг» вступил в неравный бой с японской эскадрой у порта Чемульпо. Подобными подвигами, когда в безвыходной ситуации русский корабль принимал бой, славна история русского флота.

Крейсер 2-го ранга «Новик»

Один из самых известных кораблей Первой Тихоокеанской эскадры. Благодаря высокой скорости, хорошей подготовке экипажа и инициативе командира, крейсер успешно участвовал практически во всех значительных морских боях у Порт-Артура. После боя в Желтом море 28 июля 1904 года "Новик", в отличие от большинства других кораблей, вернувшихся в Порт-Артур, предпринял попытку прорыва во Владивосток вокруг Японии. Однако во время следования крейсер встретил английское судно, которое из-за отсутствия запрещенных грузов пришлось отпустить и сообщившее о появлении русского крейсера у восточного побережья Японии. Зашедший для получения угля в пост Корсаков на Сахалине, "Новик" оказался блокированным японскими крейсерами, а изношенные машина не позволяли дать полный ход. 7 августа 1904 года в бою с более мощным крейсером "Цусима" русский крейсер заставил противника отступить, но и сам получил серьезные повреждения. После подхода к месту боя крейсера "Читосе" русский корабль был затоплен в заливе Анива. С крейсера была снята часть артиллерии, которая затем использовалась при обороне Сахалина, а имя легендарного корабля получила целая серия самых известных эсминцев русского флота.

Канонерская лодка «Кореец»

Канонерская лодка «Кореец» накануне Русско-японской войны находилась вместе с крейсером «Варяг» в порту Чемульпо. 26 января 1904 года канонерка была направлена в Порт-Артур, но подверглась нападению японской эскадры и была вынуждена вернуться в Чемульпо. Перед боем на "Корейце" срубили стеньги (верхнюю часть мачт), чтобы внести в стрельбу японских комендоров заведомую ошибку - японцы рассчитывали расстояние до цели при помощи призм Люжоля, ориентируясь на табличную, а не реальную высоты рангоута цели. В результате боя 27 января русская канонерка потерь и повреждений не имела. Ответный огонь лодка вела из двух 203 мм и одного 152 мм орудий, а остальная артиллерия в силу большой дистанции не использовалась. После боя «Кореец» был взорван экипажем на рейде Чемульпо, а имя героической лодки унаследовала канонерка Балтийского флота, также погибшая в неравном бою в 1915 году.

Крейсер «Светлана»

Бронепалубный крейсер 1-го класса изначально строился как вооруженная яхта Великого князя Алексея Александровича, отличаясь шикарной отделкой внутренних помещений. Впоследствии, после установки дополнительного вооружения, корабль вошел в состав Второй Тихоокеанской эскадры. Во время Цусимского сражения 14 мая 1905 года крейсер получил значительную пробоину в носовой части. Утром 15 мая «Светлана», на которой из-за сильного крена могли действовать только два кормовых 152 мм орудия и подходили к концу боеприпасы, приняла бой с японскими крейсерами «Отова» и «Нийтака». По японским данным в результате попадания двух снарядов со «Светланы», поразивших крейсер «Отова», японцы потеряли 5 человек убитыми и 23 ранеными. Когда закончились снаряды, русский крейсер был затоплен командой. Мстя за отчаянное сопротивление экипажу русского корабля, крейсер «Отова» прошел через находившуюся в воде группу русских моряков, сминая корпусом и винтами людей. Со «Светланой» в Цусимском бою погибли 167 русских матросов и офицеров.

Миноносец «Безупречный»

Один из кораблей Второй Тихоокеанской эскадры об участии которого в Цусимском бою известно очень немногое. По японским данным, в ночь с 14 на 15 мая 1905 года крейсер «Читосе» и миноносец «Ариаке» настигли имевший неисправности в машине русский миноносец. Когда подбитый в бою русский корабль стал тонуть, японские корабли ушли, не став спасать людей. Погибший в неравном бою со всем экипажем, но так и не спустивший флаг русский миноносец, как впоследствии выяснилось, оказался «Безупречным».

Броненосец береговой обороны «Адмирал Ушаков»

Броненосец береговой обороны «Адмирал Ушаков» в Цусимском бою 14 мая 1905 года получил две большие пробоины в носовой части и отстал от эскадры. На следующий день корабль был настигнут броненосными крейсерами «Якумо» и «Ивате» и на предложение японцев сдаться открыл огонь. Значительное превосходство японских кораблей в скорости, огневой мощи и дальности стрельбы не позволило русским морякам оказать эффективное сопротивление. Если первые залпы «Ушакова» накрыли «Ивате», вызвав на японском крейсере пожар, то в дальнейшем японские корабли держались вне досягаемости орудий броненосца. После 40-минутного боя «Адмирал Ушаков» был затоплен экипажем. Среди погибших был и командир броненосца Владимир Николаевич Миклуха (брат известного исследователя Океании Н. Н. Миклухо-Маклая). По одной из версий, он был смертельно ранен осколком, а по другой - сам отказался от спасения, указав японцам на тонущего рядом матроса.

Крейсер «Рюрик»

Броненосный крейсер, входивший во время Русско-японской войны в состав Владивостокского отряда крейсеров. В начале войны успешно действовал на японских коммуникациях, уничтожая военные транспорты и торговые суда. В бою 1 августа 1904 года в Корейском проливе (у Фузана) получил значительные повреждения от огня броненосных крейсеров противника, а затем был атакован двумя японскими бронепалубными крейсерами. Потерявший практически всю артиллерию, корабль в течение часа вел неравный бой и был затоплен после того, как все средства сопротивления были исчерпаны. Этот бой был отмечен единственным использованием торпедного оружия крупным русским кораблем в войне 1904 - 1905 годов. Имя героического корабля было передано крейсеру Балтийского флота периода Первой мировой войны.

Крейсер «Дмитрий Донской»

Старый броненосный крейсер (броненосный фрегат) входил в состав Второй Тихоокеанской эскадры. Во время Цусимского боя 14 мая 1905 года серьезных повреждений не получил и продолжил самостоятельное следование во Владивосток. Но вечером 15 мая был настигнут японской эскадрой из шести бронепалубных крейсеров и четырех миноносцев. Примечательно, что японской эскадрой командовал вице-адмирал Уриу, который ранее пытался принудить к сдаче крейсера «Варяг» и «Рюрик» и тут лишился, казалось бы, верной добычи в третий раз. На предложение о сдаче с «Дмитрия Донского» открыли огонь. Ведя бой на оба борта, русский крейсер вынудил корабли противника отказаться от преследования, но и сам получил серьезные повреждения. До Владивостока оставалось всего около 300 миль, но пройти их было уже невозможно. Ночью 16 мая команда затопила крейсер у острова Дажелет. Это был последний из числа русских кораблей, погибших в Цусимском бою.

Крейсер (голл. kruiser, от kruisen - плавать морем) - боевой надводный корабль способный выполнять задачи независимо от основного флота, среди которых может быть борьба с легкими силами флота и торговыми судами противника, оборона соединений боевых кораблей и конвоев, огневая поддержка приморских флангов сухопутных войск и обеспечение высадки морских десантов, постановка минных заграждений и другие.

Есть и другое толкование слова «крейсер» - произошло от голландского слова «крейц» - крест.

Со второй половины 20-го века тенденция к укрупнению боевых соединений для обеспечения защиты от авиации противника и специализация судов для выполнения конкретных задач привела к практическом исчезновению кораблей общего назначения, какими являются крейсеры, из флотов многих стран. Только военно-морские силы США, России,Франции и Перу используют их в настоящее время.

Эпоха парусов

Термин «крейсер» впервые стал широко использоваться в XVII столетии.

Тогда под «крейсером» подразумевали независимо действующий корабль. Название «крейсер» подразумевало скорее предназначение корабля, чем его устройство. Крейсерами обычно были достаточно маленькие, но быстрые суда. В XVII веке линейные корабли обычно были слишком большими, неповоротливыми и дорогостоящими, чтобы посылать их в длительное плавание, например, к другим континентам, и они были слишком стратегически важными, чтобы рисковать ими в патрульных миссиях. Поэтому для крейсерских целей (разведки, передачи донесений, разрушения вражеских морских коммуникаций, охоты на торговые суда и одиночных действий в отрыве от основных сил и на удаленных театрах военных действий) использовались более мелкие корабли.

В течение XVIII столетия основными кораблями, используемыми в качестве крейсеров, становятся фрегаты - небольшие быстрые и маневренные корабли, оснащенные для дальних походов, со сравнительно слабым вооружением - одной орудийной палубой. Кроме фрегатов в качестве крейсеров использовались шлюпы, а также ряд других типов судов.

Первые паровые крейсера

В 1860-1870-х гг появился новый тип судов - быстроходные парусно-винтовые рейдеры. Наиболее известным кораблем того времени является корабль флота конфедератов «Алабама», построенный в Англии винтовой военный шлюп. С 1862 по 1864 им было захвачено более 60 судов, потоплен корабль флота США «Гаттерас» (канонерская лодка). 11 июня 1864 года в ходе битвы у французского порта Шербур «Алабама» была потоплена кораблем флота США «Керсардж».

После Крымской войны 1853-1855 годов у России на Черном море военного флота не было - в соответствии с Парижским договором разрешалось только плавание пароходов Русского общества пароходства и торговли (РОПИТ), которые являлись торговыми судами. С инициативой о вооружении торговых судов выступил лейтенант С. О. Макаров. Для этого у РОПИТа были зафрахтованы пароходы «Веста», «Владимир», «Эльбрус», «Аргонавт» и яхта «Ливадия». Переоборудованные и вооруженные артиллерией они превратились в легкие крейсера.

Их командиры (С. О. Макаров, Н. М. Баранов, Ф. Ф. Артюков и др.) и подчиненные им офицеры и матросы вписали славную страницу в историю русского флота, а сражение «Весты» под командованием капитан-лейтенанта Н. М. Баранова с турецким броненосцем «Фетхи-Буленд» и ее победа в этом неравном поединке были высоко оценены не только высшим командованием, но и зарубежной печатью, которая сравнивала этот бой с подвигом брига «Меркурий».

Пароход-крейсер «ВЕСТА»

Пароход Русcкого общества пароходства и торговли, принятый во время войны с Турцией 1877-78 гг. в морское ведомство и обращенный в крейсер с вооружением:

5 6-дюймовых мортир,
2 9-фунтовые пушки,
1 скорострельная пушка Энгстрема,
шестовые мины.

Водоизмещение 1.800 тонн, машина - 130 сил с винтовыми двигателями, ход 12 узлов, экипаж 30 офицеров и 78 низших чинов.

С успехом оправдала себя идея С. О. Макарова об использовании минных катеров с борта «Вел. кн. Константина»; его катерами был подорван в Сухуми турецкий броненосец «Ассари-Шевкет». На Батумском рейде утоплен турецкий военный пароход «Интибах».

Пароход РОПиТа "Великий князь Константин" (1857 - 1896 г)

Проект был составлен инженером «Форж э Шантье де ля Медитерране» Делакруа.
Строился пароход во Франции на верфи в городке Ла-Сейн (фр. la Seine), расположенном близ Тулона.

В ходе переоборудования (1867 г. ) пароход получил на вооружение одну 6-дюймовую (152-мм) мортиру, две 9-фунтовых (107-мм), две 4-фунтовых (87-мм) и две 3-фунтовых (76-мм) нарезные пушки (по другим данным - 1 152-мм мортира и 4 9-фунтовые пушки), а также шестовые мины. Главным оружием стали четыре паровых минных катера, поднимавшихся на борт парохода специально сконструированными шлюпбалками.

Боевые действия. Минные операции корабля
30 апреля - 1 мая 1877. Атака яхты «Султание» на Батумском рейде
28-29 мая 1877. Атака броненосного корвета «Иджлалие» на рейде Сулина
11-12 августа 1877. Атака броненосца «Ассари-Шевкет» (или «Ассари-Тевфик») на Сухумском рейде
15-16 декабря 1877. Торпедная атака броненосцев на Батумском рейде
13-14 января 1878. Потопление канонерской лодки «Интибах» на Батумском рейде. Первая в истории упешная торпедная атака

В 1896 году «Великий князь Константин» был продан с торгов на лом.

Винтовой фрегат "Генерал-адмирал"
1857 - 1870


Заложен 9 сентября 1857 года в Нью-Йорке. Спущен на воду 9 сентября 1858 года. Вступил в строй в июне 1859 года. 14 июня 1869 года исколючен из списков и в 1870 году разобран.
Водоизмещение 5670 т. Размерения 99.0x16.7x6.9/7.16 м
Воружение 2 - 273, 58 - 196/13, 4 - 173 мм чугунные, 1 - 152 мм и 2 122 мм единорога
Бронирования нет
Механизмы 2 горизонтальные машины прямого расширения завода "Новелти Айрон Воркс" мощность 2000 и.л.с. 6 котлов 1 винт
Скорость на испытаниях 12.25 узла (под парусами до 14 узлов) Дальность плавания 5000 миль. Экипаж 25 офицеров и 765 матросов

В 1863-1864 годах Франция и Англия готовились к выступлению против России. В качестве контрмеры из Балтийского моря в Атлантический океан была послана эскадра под командованием контр-адмирала С. С. Лесовского. В состав эскадры входили пароходофрегаты «Александр Невский», «Пересвет», «Ослябя», корветы «Варяг», «Витязь» и клипер «Алмаз». Одновременно вышла и вторая эскадра для действий в Тихом океане. Эта эскадра, которой командовал А. А. Попов, состояла из корветов «Богатырь», «Калевала», «Рында», «Новик» и клиперов «Абрек» и «Гайдамак».

На палубе фрегата "Ослябя"

Винтовой фрегат "Ослябя" 1858 - 1874
Заложен 21 декабря 1858 года на Охтинской верфи. Спущен на воду 8 октября 1860 года.
19 октября 1874 исключен из списков флота

Водоизмещение 2980 т. Размерения 79.7x14.2x5.6/6.3 м
Вооружение 1 - 196/15, 26 - 196/13, 22 - 173 мм. Бронирования нет.
Механизмы 1 горизонтальная машина прямого расширения завода Карр и Макферсон мощность 890 и.л.с. 4 котла 1 винт
Скорость на испытаниях 9.7 узла. Дальность плавания 1100 миль. Экипаж 37 офицеров и 445 матросов.

Неожиданное их появление в Нью-Йорке и почти одновременно в Сан-Франциско произвело сильное впечатление, тем более что еще свежи были в памяти воспоминания о крейсере южан «Алабама», который почти парализовал торговлю северян во время гражданской войны между северными и южными штатами Америки. В Англии практичные коммерсанты подсчитали, что теперь дело придется иметь с одиннадцатью русскими «Алабамами». Газеты Англии быстро сменили воинственный тон на более миролюбивый. В стране начали собираться антивоенные митинги, в адрес правительства направлялись многочисленные петиции. В результате опасность конфронтации миновала.


Винтовой фрегат "Алексадр Невский"
1859 - 1868

Заложен 19 декабря 1859 года на Охтинской верфи. Спущен на воду 21 сентября 1861 года. Вступил в строй в ноябре 1863 года. Летом 1868 года фрегат заходил в Черное море. В ночь на 13 сентября 1868 года, возвращаясь на Балтику из заграничного плавания, фрегат при подходе к проливу Скагеррак шел под парусами со скоростью 10,5 узла; врезался в косу у местечка Кноппер (Дания). 2 ноября 1868 года исключен из списков флота
Водоизмещение 4571 т. Размерения 91.6x15.5x6.9 м
Вооружение 23 - 196/15, 26 - 196/13, 22 - 173 мм
Бронирования нет
Механизмы 1 горизонтальная машина прямого расширения Ижорского завода мощность 2560 и.л.с. 4 котла 1 винт
Скорость 12.23 узла (под парусами до 14 узлов) Дальность плавания 1500 миль. Экипаж 41 офицер и 664 матроса

Эти события убедили общественность, что нужно создавать флот, который в мирное время служил бы торговым целям, а во время войны в считанные недели мог превратиться в быстроходные легкие крейсера с неограниченным районом плавания.

Весной 1878 года было созвано первое заседание правления Добровольческого народного флота, который создавался на добровольные пожертвования жителей России. На пожертвования были куплены в Гамбурге три парохода, получившие названия «Россия», «Москва» и «Петербург».

Следующими судами, приобретенными за границей, были пароходы «Ярославль», который после переоборудования в крейсер был переименован в «Память Меркурия» и зачислен в состав Черноморского флота, «Владимир», «Владивосток», «Азия», «Африка», «Европа» и «Забияка».

Крейсер "Азия"
(до середины мая 1878 года - американский пароход "Колумбус"["Columbus"])
(с октября 1912 года до 11 сентября 1914 года - пароход "Кавказ")
1874 - 1923


Бывший американский пароход "Колумбус", приобретенный в середине мая 1878 года за 275 тысяч долларов.
Спущен на воду в сентябре 1873 года на верфи Крампа в Филадельфии.
В начале декабря 1878 года корабль вышел в Европу, сделав переход за 12 дней. Летом 1879 года прибыл в Кронштадт где была установлена артиллерия.
18 октября 1879 года вышел из Кронштадта на Дальний Восток.
С 1 февраля 1892 года - крейсер 2 ранга. В 1898 году прошел ремонт машины - мощность возросла до 2700 л.с.
В 1901 году установили 4 новых паровых котла. С марта 1906 года - посыльное судно.
16 августа 1911 года исключен из списков флота и передан Комитету морских экскурсий, в октябре 1912 года
под наименованием "Кавказ" - Русскому спасательному акционерному обществу и в следующем году -
Лиге обновления флота. 11 сентября 1914 года зачислен в состав Балтийского флота транспортом, затем переведен
в Учебно-минный отряд, где был вооружен двумя 47-мм орудиями. С мая 1918 года в порту на хранениии
В конце сентября 1923 года судно продали для разделки на металл.

Водоизмещение 2449 т. Размерения 82x10.7x4.8 м
Воружение - 3 - 152 мм, 5 - 107 мм, 4 - 25.4 мм картечниц Пальмкранца, 2 - 44.5 мм орудий Энгстрема
Бронирование: нет
Механизмы 1 вертикальная машина 1200 и.л.с., 4 котла, 1 винт
Скорость 12.5 узла Дальность плавания 9600 миль. Экипаж 11 офицеров и 207 матросов

Клипер "Крейсер"
(с 27 октября 1909 года - "Волхов")
1873 - 1924


Заложен на Новом Адмиралтействе в Санкт-Петербурге 20 февраля 1873 года,
спущен на воду 29 августа 1875 года, вступил в строй в 1876 году
C 11 марта 1906 года - учебное судно. С 1909 года - транспорт "Волхов"
Корабль исключен из списков 9 декабря 1910 года, с 24 октября 1911 года - блокшив.
Сдан на слом в 1924 году

Водоизмещение 1380 т. Размерения 63,2/70,5x10x4.4/5.1 м
Воружение - 3 - 152/28, 4 - 87 мм, 2 - 47 мм, 4 - 37 мм, 1 - 64 мм (дес), 1 ТА
Бронирование: нет
Механизмы 1 горизонтальная машины прямого расширения 1206 и.л.с. Ижорского завода, 4 котла, 1 винт
Скорость 11.5 узлов Дальность плавания 1600 миль. Экипаж 12 офицеров и 187 матросов


Крейсер "Забияка"
1878 - 1905
Заложен на верфи Крампа в Филадельфии, США 1 июля 1878 года (официальная закладка 22 июля 1878 года),
Во время постройки крейсер называли "Австралия", "Америка" и наконец с 12 октября 1878 года - "Забияка".
Спущен на воду 9 октября 1878 года, вступил в строй 25 мая 1879 года
Прибыл в Кронштадт 5 августа 1879 года (после столкновения в Ла-Манше с пароходом Lord Byron).
1 июня 1880 года ушел из Кронштадта на Тихий океан. В Кронштадт возвратился 22 мая 1883 года.
В 1885 году зачислен в отряд Средиземного моря, в 1888-1889 годах стационер в Пирее.
В 1886 году на крейсер установили новые котлы Кронштадтского пароходного завода.
В 1891-92 годах снова на Средиземном море, затем ушел на Тихий океан.
Прошел в 1898-1899 годах капитальнй ремонт во Владивостокском порту. Установлены котлы Балтийского завода.
В декабре 1902 года перечислен в Сибирскую флотилию. К началу Русско-Японской войны находился в Порт-Артуре.
15 апреля 1904 года разоружен. 12 октября 1904 года получил три попадания японских снарядов и затонул.
19 декабря перед сдачей крепости был подорван корпус.

Водоизмещение 1236 т. Размерения 67,4x9.1x4.4 м
Воружение - 2 - 152/28, 4 - 107 мм, 4 - 25 мм, 1 - 3 фн. г., 1 ТА
Бронирование: нет
Механизмы 1 вертикальная машина двойного расширения 1557 и.л.с., 2 дв. котла, 1 винт
Скорость 15.5 узла Дальность плавания 6000 миль. Экипаж 16 офицеров и 135 матросов

Тогда же появились первые броненосцы - суда, обладающие железной бронёй. Из-за того, что у первых броненосцев была одна орудийная палуба, их классифицировали как броненосные фрегаты, не смотря на то, что они были сильнее деревянных линейных кораблей. К 1870-м гг быстрое развитие судостроения позволило создавать быстроходные броненосные суда, предназначенные для самостоятельного рейдерского плавания и патрулирования. Эти суда переняли у предшественников название - их стали называть броненосными крейсерами, а их ещё более бронированные собратья переняли у деревянных предшественников название «линейный корабль». До 1890-х гг броненосные крейсера обычно обладали помимо парового двигателя ещё и парусами, что позволяло им действовать вдали от своих угольных станций.

В России первыми крейсерами стали построенные в Архангельске винтовые клипера «Разбойник», «Джигит», «Пластун», «Стрелок», «Опричник» и «Наездник» (1855-1857) и бронированный крейсер «Генерал-адмирал» (1873).

Полуброненосный фрегат "Генерал-адмирал"
(после 25 октября 1909 г. - "Нарова")
(после 5 сентября 1924 г. - "25 Октября")
1870 - 1953


Заложен в ноябре 1870 года на Невском заводе Санкт-Петербург, Россия.
Спущен на воду 26 сентября 1873 года. Вступил в строй в 1878 году.
С 1906 года учебное судно. В 1909 году переименован в "Нарову"
и перечислен в класс заградителей.
В 1913-1914 годах сменил котлы на Кронштадском пароходном заводе
12 апреля 1918 года интернирован в Гельсингфорсе, 14 мая 1918 года возвращен
В 1920 - 1924 гг. учебное судно. С 5 сентября 1924 г. минный заградитель "25 Октября".
13 июня 1937 г. переоборудован и переклассифицирован в несамоходную плавбазу.
Исключен из списков ВМФ 28 июля 1944 г. и поставлен на отстой.
Затонул в Угольной гавани Ленинграда из-за течи в корпусе, поднят в 1953 г. и сдан на слом

Водоизмещение 4604 т. Размерения 87.0x14.6x5.8/7.1 м
Воружение первоначальное 4 - 203/22, 2 - 152/28, 4 - 87 мм (4-фн)
Бронирование, железо борт 4"-6", каземат 6", палуба 13 мм
Механизмы 1 горизонтальная машина прямого расширения завода Берда мощность 4470 и.л.с. 12 котлов 1 винт
Скорость на испытаниях 13.57 узла Дальность плавания 3900 миль. Экипаж 482 человека

Крейсера на рубеже XIX-XX веков

К концу XIX века сложилось деление на броненосные и бронепалубные крейсера. Бронепалубные крейсера были менее защищёнными, по сравнению с броненосными, бронёй у них защищалась только палуба, а не борта. Дополнительную защиту бортов от снарядов обеспечивали «угольные ямы», составляющие часть корпуса, слой угля толщиной 2 фута являлся примерным эквивалентом 1 дюйма стальной брони.

Крейсер I ранга "Дмитрий Донской"
1880 - 1905


10 сентября 1880 года начата сборка корпуса на стапеле Нового Адмиралтейства.
Крейсер был спущен на воду 18 августа 1883 года, вступил в строй в мае 1885 года
Корабль участвовал в Цусимском сражении. Затоплен экипажем утром 16 мая 1905 года
у, о. Дажелет в точке с координатами 37°30" с.ш., 130°57" в.д.

Водоизмещение 6200 т. Размерения 90,4/93,4x15.8x6.4/7.8 м
Воружение - 2 - 203/30, 14 - 152/28, 6 - 87 мм, 10 - 37 мм, 2 - 64 мм (дес), 4(+1) НТА
Бронирование: компаунд, борт 100-152 мм, палуба 12,7 мм
Механизмы 2 вертикальные машины двойного расширения 6609 и.л.с. Балтийского завода, 4 одинарных, 4 двойных котла, 1 винт
Скорость на испытаниях 16.2 узла Дальность плавания 2830 миль. Экипаж 23 офицера и 492 матросов

Броненосный крейсер "Громобой"
1897 - 1922

Заложен 14 июля 1897 года на Балтийском заводе в Санкт-Петербурге.
Спущен на воду 26 апреля 1889 года. Вступил в строй в октябре 1900 года
Во время русско-японской войны входил в состав Владивостокского отряда крейсеров.
Действовал на коммуникациях противника между Японией и Кореей. 15 июня 1904 года потопил японский транспорты "Идзумо-Мару" и "Хитачи-Мару" и совместно с другими крейсерами 25 апреля 1904 года транспорт "Хагинура-Мару", 26 апреля - "Кинсю-Мару".
В период с 17 июля по 2 августа 1904 года уничтожил 6 японских шхун, британский пароход "Найт Коммандер" и германский пароход "Теа". С 8 по 11 мая 1905 года - еще 4 японских судна.
14 августа 1904 года вел бой с японскими крейсерами в Корейском проливе.
Прошел капитальный ремонт в 1907-1911 гг. на Кронштадтском пароходном заводе.
Были установлены новые котлы, казематы для 8 152-мм и носовых 203-мм орудий,
2 подводных 457-мм торпедных аппарата Металлического завода и все 203-мм орудия оснастили новыми затворами фирмы "Виккерс". Кормовые 203-мм орудия защитили общим казематом, 2 152-мм орудия с оконечностей перенесли в адмиральский салон. В носу и корме установили бронированные рубки для дальномеров, усилили защиту дополнительных казематов на верхней палубе.
Грот-мачту перенесли ближе к корме, а на место фок-мачты установили отремонтированную бизань-мачту, разместив на каждой из них прожектора и наблюдательные площадки. По механизмам работы выполнял Франко-Русский завод.
Участвовал в первой мировой войне (дозорная служба в устье Финского залива, летом 1916 года набеговые операции на коммуникации противника, прикрытие минно-заградительных, разведывательных и набеговых операций легких сил флота).
В июне 1915 года крейсер довооружили, позднее установили новые элеваторы и по две 63-мм и 47-мм зенитки.
Участвовал в Февральской революции. 7 ноября 1917 года вошел в состав Красного Балтийского флота.
С 9 по 10 декабря 1917 года совершил переход из Гельсингфорса (Хельсинки) в Кронштадт.
С мая 1918 года находился в Кронштадтском военном порту на долговременном хранении.
В 1919 году 152-мм орудия крейсера были сняты и переданы флоту Советской Латвии для обороны Риги.
1 июля 1922 года продан совместному советско-германскому предприятию "Деруметалл" и 12 октября 1922 года сдан "Рудметаллторгу" для разборки.
30 октября 1922 года при буксировке в Германию, в районе Лиепаи (Латвия) попал в сильный шторм и накатом волн был выброшен на ограждение аванпорта и разбит прибоем. Впоследствии по частям был поднят частными фирмами и разобран на металл.

Водоизмещение 12455 т. Размерения 146.6/144.2/140.6x20.9x7.9 м
Воружение первоначальное - 4 - 203/45, 16 - 152/45, 24 - 75/50, 12 - 47 мм, 18 - 37 мм, 2 - 64 мм дес., 4 ПТА
Бронирование: гарвеевская броня - борт 152 мм, траверзы 152/102 мм, казематы 51-121 мм, палуба 37-64 мм, рубка 305 мм
Механизмы 3 вертикальные машины тройного расширения мощностью 15496 и.л.с. 32 водотрубных котла Бельвиля, 3 винта
Скорость 20.1 узла Дальность плавания 8100 миль. Экипаж 28 офицеров и 846 матросов

Бронепалубный крейсер "Аврора"
1897
6 апреля 1897 года зачислен в списки судов Балтийского флота и 23 мая 1897 года
заложен на эллинге Адмиралтейского судостроительного завода в Санкт-Петербурге, спущен на воду 11 мая 1900 года, вступил в строй 17 июля 1903 года. Во время русско-японской войны входил в состав 2-ой Тихоокеанской эскадры Балтийского флота.
После Цусимского сражения ушел в Манилу, где 9 июня 1905 года был интернирован местными властями. Прошел капитальный ремонт корпуса и механизмов в 1906-1908 гг. на Франко-Русском и Балтийском заводах. Кроме того был снят боевой фор-марс, переделали боевую рубку, демонтировали торпедные аппараты и установили минные рельсы. Число 152-мм орудий довели до 10 (за счет 4х 75-мм). С ноября 1916 года по ноябрь 1917 года прошел повторный капитальный ремонт на Франко-Русском заводе с заменой котлов и перевооружением (были демонтированы 75-мм орудия, увеличены углы возвышения 152-мм орудий, число которых было доведено до 14). В период первой мировой войны нес дозорную службу, прикрывал набеговые и минно-заградительные действия легких сил флота. Участвовал в обороне Рижского залива летом 1916 года, февральской революции. В ночь на 7 ноября 1917 года радиостанция крейсера передала сообщение о переходе власти в руки временного революционного комитета и воззвание "К гражданам России", подписанное В.И. Лениным.
В 21 час 45 минут того же дня холостым выстрелом из носового орудия крейсер подал сигнал к штурму Зимнего дворца.
С 7 по 14 ноября 1917 года участвовал в подавлении мятежа Керенского-Краснова. С 4 по 9 января 1918 года совершил переход из Гельсингфорса (Хельсинки) в Кронштадт. С мая 1918 года по 9 ноября 1922 года находился в Кронштадтском военном порту на долговременном хранении. В годы гражданской войны 152-мм орудия крейсера были сняты и отправлены на Волжскую военную флотилию для вооружения плавающих батарей. В ноябре 1922 года переформирован в учебный корабль.
Прошел капитальный ремонт с ноября 1922 года по 23 февраля 1923 года. С 9 июля по 24 августа 1924 года поход с посещением Бергена (Норвегия). С 28 июля по 12 августа 1928 года визиты в Осло (Норвегия) и Копенгаген (Дания), с 15 по 24 августа 1929 года - в Свинемюнде (Германия), с 15 июля по 24 августа 1930 года - поход с посещением Бергена (Норвегия), Мурманска, Архангельска
и Кристиансанда (Норвегия). 2 ноября 1927 года награжден орденом Красного Знамени и первым в РККФ поднял орденский Военно-морской флаг.
В начале Великой Отечественной войны был разоружен. Орудия отправили на сухопутный фронт и на корабли Черноморского флота. В годы войны использовался в качестве плавающей казармы для размещения экипажей подводных лодок. 30 сентября 1941 года от попаданий артиллерийских снарядов противника лег на грунт в Ораниембауме. 20 июля 1944 года поднят аварийно-спасательной службой Краснознаменного Балтийского флота и в 1945 году отбуксирован в Ленинград для ремонта на Балтийском судостроительном заводе. 6 ноября 1948 года поставлен на прикол на набережной Большой Невки.
В 1984 - 1987 годах на крейсере был произведены ремонтно-восстановительные работы и переоборудование. Объем работ позволяет говорить о создании заново макета крейсера с использованием некоторого количества подлинных деталей.
В настоящее время используется как музей.

Водоизмещение 7000 т. Размерения 123.7/x16.8x6.4 м
Воружение первоначальное - 8 - 152/45, 24 - 75/50, 8 - 37 мм, 2 - 64 мм дес., 1 НТА, 2 ПТА
Бронирование: палуба 38-60-76 мм, рубка 152 мм
Механизмы 3 вертикальные машины тройного расширения мощностью 12300 и.л.с. 24 водотрубных котла Бельвиля, 3 винта
Скорость 19.2 узла Дальность плавания 4000 миль. Экипаж 20 офицеров и 550 матросов

В конце XIX века изменения происходили так быстро, что новые крейсера вполне могли превосходить линейные корабли предыдущего поколения, построенные всего несколько лет назад.

Бронепалубный крейсер "Кагул"
(до 25 марта 1907 года и с 1 апреля 1917 года до сентября 1919 года - "Очаков")
(после сентября 1919 года - "Генерал Корнилов")
1901 - 1933
4 мая 1901 года зачислен в списки судов Черноморского флота и 27 февраля 1901 года заложен на казенной верфи в Севастополе, спущен на воду 21 сентября 1902 года, вступил в строй 10 июня 1909 года.
С 13 по 17 ноября 1905 года будучи на достройке возглавил восстание флотской дивизии под руководством лейтенанта Шмидта, при подавлении которого был сильно поврежден. В период первой мировой войны участвовал в набеговых операциях на коммуникации и побережье противника, нес разведывательную и блокадную службы у берегов Турции, обеспечивал и прикрывал набеговые и минно-заградительные действия других сил флота.
С 5 февраля по 18 апреля 1916 года участвовал в Трапезундской наступательной операции.
Прошел капитальный ремонт корпуса и механизмов с 8 октября 1916 года в Севастопольском военном порту с перевооружением.
29 декабря 1917 года вошел в состав Красного Черноморского флота, но 1 мая 1918 года был захвачен немцами и 2 мая 1918 года включен в состав ВМС Германии на Черном море.
24 ноября 1918 года захвачен у немцев англо-французскими войсками и передан белогвардейцам.
3 мая 1919 года зачислен в состав морских сил Юга России.
14 ноября 1920 года уведен врангелевцами при эвакуации из Севастополя в Стамбул и затем в Бизерту,
где был 29 декабря 1920 года интернирован французскими властями.
29 октября 1924 года признан Францией собственность СССР, но из-за сложной международной обстановки возвращен не был, в конце 20-х гг. продан "Рудметаллторгом" французской частной фирме на слом и в 1933 году разобран в Бресте (Франция) на металл.



Механизмы 2 вертикальные машины тройного расширения Сормовского завода, мощность 19500 и.л.с. 16 котлов Бельвиля, 2 винта

Бронепалубный крейсер "Память Меркурия"
(до 25 марта 1907 года - "Кагул")
(после 31 декабря 1922 года - "Коминтерн")
1901 - 1942
23 августа 1901 года заложен на эллинге Николаевского адмиралтейства,
спущен на воду 20 мая 1902 года, вступил в строй в 1905 году.
Прошел капитальный ремонт корпуса и механизмов с 6 января 1913 года по 1 мая 1914 года в Севастопольском порту.
В период первой мировой войны участвовал в набеговых операциях на коммуникации и побережье противника, нес разведывательную и блокадную службы у берегов Турции, обеспечивал и прикрывал набеговые и минно-заградительные действия других сил флота.
Эскортировал и осуществлял противолодочную оборону бригад линейных кораблей.
С 23 января по 5 апреля 1916 года участвовал в Трапезундской наступательной операции,
в октябре 1916 года обстреливал нефтехранилища и портовые сооружения в Констанце.
С декабря 1916 года по апрель 1917 года проходил ремонт корпуса и механизмов в Севастопольском военном порту с перевооружением.
16 декабря 1917 года вошел в состав Красного Черноморского флота.
28 марта 1918 года законсервирован и сдан в Севастопольский военный порт на хранение,
где 1 мая 1918 года был захвачен немцами и использовался в качестве плавающей казармы для размещения особого отряда Средиземноморской дивизии. 24 ноября 1918 года захвачен у немцев англо-французскими войсками и передан белогвардейцам.
19 февраля 1919 года разоружен, а в период с 22 по 24 апреля 1919 года, по приказу английского командования, были подорваны главные механизмы. 29 апреля 1919 года освобожден частями Красного Украинского фронта, но 24 июня 1919 года вновь захвачен белогвардейцами. 14 ноября 1920 года оставлен врангелевцами при эвакуации из Севастополя в Стамбул. 22 ноября 1920 года захвачен частями РККА и в 1921 году, после постановки на ремонт, включен в состав Морских сил Черного моря. В 1923 году восстановлен и 7 ноября 1923 года в качестве учебного корабля вновь введен в строй.
В 1930 г. 4 котла демонтированы и на их месте размещены учебные классы.
Первая дымовая труба демонтирована в конце 30-х годов. В июне 1941 г. переклассифицирован в минный заградитель. 16 июля 1942 года при стоянке в Потийском порту, был выведен из строя германской авиацией. В августе-сентябре 1942 года разоружен для комплектования сформированных 17 августа 1942 года береговых артиллерийских батарей N 743, 744, 746, 747 (по 2 130-мм орудия на каждой), N 173 (3 76,2-мм орудия) и N 770 (3 45-мм орудия) на подступах к Туапсе.
Затоплен в качестве брандера в устье реки Хопи для создания волнолома.

2 февраля 1943 года исключен из списков судов ВМФ.
31 марта 1946 года на корпусе корабля была установлена перебазированная из Сочи противокатерная артиллерийская батарея N 626.

Водоизмещение 6645 т. Размерения 134,0x16.6x6.3 м
Воружение 12 - 152/45, 12 - 75/50, 8 - 47 мм, 2 - 37 мм, 2 - 64 мм (дес), 6 ТА
Бронирование: палуба 35-70 мм, каземат 35-79 мм, башни 125 мм, рубка 140 мм
Механизмы 2 вертикальные машины тройного расширения, мощность 19500 и.л.с. 16 котлов Бельвиля, 2 винта
Скорость 23 узла. Дальность плавания 5320 миль Экипаж 20 офицеров и 547 матросов

Крейсера Первой Мировой

Перед первой мировой войной появились новые типы крейсеров - линейные, скауты. Калибр артиллерийского вооружения колебался от 102 мм до 457 мм. При проектировании линейных крейсеров было нарушено эмпирическое правило, что сбалансированный корабль должен выдерживать огонь своих орудий. Считалось, что линейные крейсера за счет большей скорости смогут уйти от превосходящего противника, а за счет большей огневой мощи потопить любой крейсер других флотов.

18 июня 1911 г. было уверждено «Задание на проектирование броненосных крейсеров для Балтийского моря»; окончательно устанавливалась скорость полного хода - 26,5 уз, при которой нормальный запас топлива рассчитывался на 24, а полный - на 72 ч плавания. Существенно менялось артиллерийское вооружение: три трехорудийные 356-мм башни главного калибра располагались равномерно по длине корабля, противоминную артиллерию составляли двадцать четыре 130-мм орудия в казематах, предусматривалось не менее четырех 63-мм пушек «против воздушных шаров и аэропланов». Поясная броня по ватерлинии усиливалась до 254 мм в средней части и 127 в оконечностях (с сохранением внутренней переборки); верхний пояс- 127 мм в районе казематов и 76 в носу, в корме же «может совершенно отсутствовать», толщина стенок боевых рубок и башен увеличивалась до 305, их крыш - до 127, а лобовой брони башен - даже до 356 мм. Впервые в практике отечественного судостроения признавалось желательным «иметь приспособление для автоматического переливания водяного груза с борта на борт», т. е. пассивные успокоители качки.

12 октября 1912 г. заказанные Балтийскому заводу корабли получили наименования «Измаил» и «Кинбурн», Адмиралтейскому - «Бородино» и «Наварин», а вся серия - типа «Измаил». 6 декабря после торжественной закладки крейсеры официально зачислили в списки флота, хотя теоретических чертеж их корпуса еще не был утвержден окончательно.

Спуск на воду линейного крейсера "Бородино" со стапеля Адмиралтейского завода,

Проект разработан специалистами Балтийского и Адмиралтейского заводов на основе проекта ЛК типа «Севастополь». В отличие от прототипа имели полубак, только одну боевую рубку, усиленное бронирование и вооружение. На момент проектирования и закладки считались самыми мощными артиллерийскими кораблями в мире, но так и не были достроены.

21 августа 1923 года продан немецкой судоразделочной фирме и 16 октября подготовлен к буксировке в Киль, где вскоре корабль был разделан на металл.
Тактико-технические характеристики
Размерения:

Длина 222,4 м
Ширина 30,5 м
Осадка 8,82 м
Водоизмещение:
стандартное 33 986 тонн
полное 36 646 тонн
Вооружение:

356/52 4х3
130/55 24
75/50 8
63 мм зенитные орудия 4
пулемёты 7
ПТА 450 мм 6
Бронирование: (круппа)

главный пояс 125/237,5/125 мм
тыльная продольная переборка 25/50 мм
верхний бортовой пояс 75/100 мм
траверзы 100 мм
палубы: верхняя/средняя/нижняя (скосы)/кубрик 37,5/20+40/25+50/20 мм
башни: лоб/бока/крыша 300/300/150 мм
барбеты 250/150 мм
рубка: бока/крыша/броневой колодец связи 400/250/75
дымоходы 50 мм
Механизмы: 6 турбин Парсонса 70000 л.с., 25 котлов Ярроу (16 смешанных и 9 нефтяных), 4 винта
Скорость: 28,5 узла
Дальность плавания: 2280 миль на 26.5 узлах
Экипаж: 42 офицера / 33 кондуктора / 1100 нижних чинов

Еще материалы

error: