Как подготовиться к экзамену за одну ночь. Как выучить материал за один день

С вопросом о том, как быстро выучить билеты, сталкивался практически каждый. Это закономерно, видя огромный перечень вопросов и толщину учебников по экзаменационному предмету, человек теряется. Боязнь перед большими объемами информации, которые необходимо знать, зачастую может вогнать в ступор не только детей, но и взрослых. Хотя многие слышали о том, что не ограничены, но использовать эти возможности для собственного блага удается далеко не всем. Из-за этого большинство людей даже не подозревают о своих способностях. Вот несколько интересных фактов и связанных с ними общепринятых убеждений.

  • Большой отрывок выучить намного проще, чем маленький.
  • Экзаменационная лихорадка наиболее характерна для тех, кто хорошо разбирается в предмете.
  • Большее время необходимо уделять не многократному чтению, а повторению по памяти. Так растет понимание материала, от которого зависят его знания.
  • Из двух вопросов в билете лучше быстрее запомнится тот, где информации больше.
  • Для большинства людей главным является вопрос о том, как систематизировать полученные знания, а не как быстро выучить тему.
  • Во время сна человек не может ничего запомнить, но также и не может ничего забыть.
  • Вызубрить билет намного сложнее, чем разобраться в теме и понять ее.

Есть несколько способов, как быстро выучить билеты, которые могут применять все.

Правило трех цветов

Эти правило подойдет для тех, кто постоянно изучает материал, выполняет практические задания и решает примеры, но не уверен в уровне своих знаний.

  1. Итак, берутся карандаши или ручки трех цветов: красный, зеленый и черный.
  2. Красным отмечаются те вопросы, ответы на которые известны.
  3. Зеленую галочку ставим там, где темы знакомые, но не совсем понятные.
  4. Черным цвет - для абсолютно незнакомых терминов и тем.
  5. После этого начинаем изучение. Сначала разбираемся с материалами, отмеченными черной ручкой. Потом переходим к вопросам с зеленой галочкой. И уже под конец повторяем темы с красной пометкой.
  6. Таким образом, не остается билетов с не пройденными вопросами. Параллельно появляются знания по всему предмету, что важно для ответов на дополнительные вопросы во время экзамена или зачета.

Правило трех цветов незаменимо при подготовке к экзаменам по вождению.

« SOS»! До экзамена остались только одни сутки!

Что делать, если времени не осталось? Как быстро выучить билеты, когда до экзамена осталось минимальное количество времени? В этом можно воспользоваться методом «построения кирпичной кладки». Но, даже следуя этому методу, необходимо понимать, что за 1 день досконально изучить тему невозможно. Поэтому лучше сконцентрироваться на главных принципах изучаемого предмета, не уделяя внимания подробностям. Из материала прежде всего выбираются основные термины, теоремы, аксиомы и определения. Эти основы станут кирпичами в кладке, а все второстепенное будет цементом. Для «построения кирпичной кладки» следует действовать в следующей последовательности.

  1. Сначала требуется просмотреть весь материал для общей ориентировки.
  2. Затем выявляются основные идеи каждого текста и взаимосвязь между ними.
  3. Оставшееся время уходит на повтор выявленных существенных данных по предмету.

Причем внимание концентрируется на понимании, а не на том, как быстро выучить билеты. Ведь, зная основные термины, дать ответ на вопрос гораздо проще. Для такого запоминания также пригодится работа с таблицами, диаграммами и схемами. Часто разбор графического рисунка позволяет более полно понять тему, чем сложный текст с теоретическими рассуждениями - «цементом».

Все перечисленные методики больше подходят для усвоения материала по естествознанию. Для того чтобы стать знатоком иностранного языка, а уж тем более получить высокую оценку на экзамене, потребуется намного больше времени. И насколько бы ни были привлекательны советы о том, как быстро выучить язык, относиться к подобным заверениям следует осторожно.

Мы также не будем советовать списывание всеми возможными способами – это не всегда возможно. Так что просто работаем с тем, что есть, учитывая тот факт, что 90% студентов и школьников готовятся к экзаменам за 2-3 дня до сдачи.

Ставим цели

Наверняка вы точно знаете, на какую оценку можете претендовать и какая отметка вам необходима. Это важно определить, потому что так вам будет легче распределить силы и время. Согласитесь, заучивать билет на «5» – это совсем не то, что пробежать глазами на «3». Итак, с целями определились.

Составляем график работы

Теперь достаньте листок и ручку и обязательно (!) составьте график своей работы. Допустим, до экзамена у вас осталось 2 дня. Вам нужно подготовить ответы на 40 вопросов. Распределите работу таким образом: в первый день готовьтесь по 30 вопросам, а во второй день – по оставшимся 10 вопросам. Оставшееся время второго дня посвятите быстрому повторению изученного/прочитанного.

Акцент – на то, чего вы не знаете или знаете плохо

Распространенная ошибка – учить билеты по порядку или по списку. В результате половина билетов выучена, а оставшиеся невыученные – это как раз те, о которых вы даже никогда не слышали. Именно эти невыученные билеты по всем известному закону подлости и попадутся вам на экзамене. Потому просмотрите список: что-то из материала вы можете отлично помнить, что-то подзабыть, а что-то не знать вообще. Начинайте с незнакомого, а заканчивайте беглым пролистыванием того, что знаете хорошо (если на это останется время). Отмечайте выученное ярким маркером.

Используйте методы запоминания

Методичное заучивание или многократное прочитывание длительного результата обычно не дают. При огромном количестве поступающей информации прочитанное утром, к сожалению, забывается до вечера.

  • Метод ассоциаций.

Используйте возможности своей зрительной памяти. Если у вас 40 билетов, заведите 40 листочков для каждого билета, на которых будете рисовать картинки, схемы и т.д., соответствующие каждому билету. Метод работает поразительно. Стоит просто просмотреть такие листочки перед экзаменом, и вся информация быстро всплывет в памяти, а при ответе на вопросы билетов вы, вспоминая рисунки или схемы на своих листочках, сразу восстановите в голове их содержание. Ассоциации можно держать и в памяти, но лучше подкрепить их изображениями на бумаге.

  • Метод структурирования.

Часто мы не можем запомнить информацию просто потому, что она беспорядочно изложена или представляет собой большой кусок сплошного текста, насыщенного цифрами, терминами, описанием процессов и т.д. Прочитывая текст, структурируйте его на тех же листочках в виде краткой таблицы или списка, состоящего из ключевых слов. Например:

  • анализ,
  • идея,
  • организация,
  • контроль,
  • оценка результатов.
  • Метод конспектирования

Конспектируя, мы зрительно запоминаем текст. Данный метод подходит тем, у кого в запасе есть достаточное количестве времени для этого. Важные предложения выделяйте цветным маркером.

Соблюдайте режим дня

Установите режим дня и не нарушайте его – это позволит не только структурировать работу, но и не сильно уставать. Начните день в 9:00 и продлите его до 20:00, устраивая часовые перерывы на обед и ужин и краткие перерывы каждый час (по 5-10 минут) на отдых. Чтобы было удобнее ориентироваться во времени и датах, можно пользоваться удобными настольными часами-календарем, которые обладают функцией будильника и “напоминалки”, а также подскажут, сколько дней осталось до экзамена.

Пейте больше жидкости

Пейте больше обычной негазированной воды, некрепкий чай (можно выпить чашечку черного кофе). Помните, что лучше не пить много кофе и энергетических напитков. Удвоенная усталость, которая придет после окончания действия их чудотворного эффекта, может очень навредить вашим планам. Если усталость берет верх, последуйте примеру японцев: потратьте 15 минут на кратковременный сон в тишине и покое. Поверьте, сил прибавится.

Правильно питайтесь

Включайте в рацион больше мяса и рыбы, свежих овощей и фруктов, а также немного черного шоколада.

Работайте в светлое время суток

Некоторые люди утверждают, что ночью им лучше работается. Однако обычно после бессонной ночи «полуночники» отсыпаются целый день и просыпаются совершенно разбитыми. Если по-другому все-таки не получается, лучше сделать ночные корпения над учебниками максимально комфортными – к примеру, обустроить рабочее место хорошей лампой для ночного времени суток с энергосберегающей светодиодной панелью. Такие светильники отличаются функцией настройки необходимого режима освещения и его яркости, что помогает снизить нагрузку на глаза во время обучения.

Свежий воздух

Чаще открывайте окна, запускайте больше воздуха и дневного света в комнату. Если обычного проветривания не хватает (так бывает в случае присутствия дома курильщиков или домашних животных, а также наличия в помещении дыма, пыли и плесени), выходом из положения станет качественный очиститель воздуха небольшого размера. В последнее время такие приборы начали производить с удобной дополнительной функцией ночного освещения.

Движение

Не засиживайтесь на одном месте и следите за правильным положением тела на стуле. Не стоит учить, лежа на кровати. Периодически включайте ненадолго любимую танцевальную музыку и танцуйте под нее – это зарядит вас энергией и добавит оптимизма. Если танцевать ну уж очень понравилось, можно совместить приятное с полезным: вывести конспект/формулы/схемы/диаграммы на экран с помощью домашнего мини-проектора и изучать информацию, продолжая двигаться. Такой способ отлично подходит и тем, у кого дома есть беговая дорожка.

Переключения внимания

Каждый час 5-10 минут тратьте на переключение внимания и легкие физические упражнения – к примеру, разминку: потянитесь, покрутите головой, сделайте упражнения для глаз.

Последовательность

Работайте последовательно: сначала над одним предметом, затем над другим, не смешивайте точные науки с неточными в одном периоде подготовки. Для удобства повторения или фиксирования выученной информации по каждому предмету можно пользоваться специальной ручкой с функцией записи – такие аксессуары обладают опцией диктофона, что позволяет легко записывать на них любые важные данные.

Думайте об отличном результате

Самовнушение – отличная штука. Будь уверены в том, что у вас все получится.

Не звоните отличникам и двоечникам перед экзаменами

Не звоните отличникам – они могут вселить в вас неуверенность: «Вон Катька уже все выучила, а я только 3 билета глазами пробежал…». Избегайте также общения с отменными двоечниками, им-то уже все равно, но вас они вполне могут сбить с правильного пути.

В любом случае, даже если вам не нужна отличная или хорошая оценка, цените то время и силы, которые вы потратили на обучение ранее. И постарайтесь потратить достаточно сил на последний рывок.

Удачной подготовки и хороших оценок!

Для того, чтобы выучить текст , кому-то достаточно один раз просмотреть текст, кому-то - вдумчиво прочитать несколько раз, а кто-то безуспешно бьется над заучиванием пары предложений. Предлагаем вам несколько фишек, которые, даже нетренированному человеку понять, как быстро выучить текст наизусть . Думаю, стоит напомнить, что предварительно следует исключить все отвлекающие факторы и обеспечить себе полную тишину во время заучивания.
Если вы хотите учить текст и одновременно сидеть в соц. сетях, то вряд ли у вас получиться сделать это быстро.

1. Ознакомьтесь с заданным материалом! Уловите основной смысл. Смысл - это своего рода стержень. С одного прочтение почти каждый человек может в общих чертах рассказать о чем текст.
Если брать сравнение с деревом - то общий смысл текста это ствол.

2. Далее после того, как смысл понят необходимо перечитать текст обращая внимания на детали происходящего, выстраивая образы и ассоциации в голове. К примеру, если в текст между делом говориться, что дело происходило в солнечную погоду, вспомните, как светит солнце, нарисуйте у себя в голове своеобразную картинку. Именно ассоциации и образы позволяют сделать процесс заучивания текста живые.
Тем временем наше дерево, уже обросло веточками. Помимо того, что вы уже помните смысл, вы обратили внимание и запомнили значимые детали.

3. После это медленно прочтите текст, обращая внимание на слова. Пытайтесь запомнить речевые обороты, фразы. Делать это надо спокойно и сосредоточено. В силу того, что у вас уже сформирован каркас текста вам осталось только вставить на нужные места определенные слова.
У нашего дерева появляются листочки.

4. Перепишите текст от руки, одновременно проговаривая его вслух. Не ленитесь и не исключайте этот шаг, он подключает еще один вид памяти. Так называемый механический.
Так наше дерево окрепнет и станет более живым и здоровым.

5. Пришло время воспроизводить заученный текст вслух.
Учите по написанному вами от руки тексту (из п.4). Прочтите первое предложение/первую строку, повторите вслух без подглядывания. Старайтесь добиться точного повторения. Затем прочтите и повторите первое и второе предложения/строки. Каждый раз добавляйте по предложению/строке.
Бывает, что какая-то часть текста не хочет поддаваться запоминанию. Обычно это происходит на стыке абзацев. Ничего страшного - оговорки допустимы. Основная задача передать смысл, потом детали и только потом слова!
Вот наше дерево и дало плоды в виде быстро заученного наизусть текста.
Мы осматриваем наше дерево с корней до крон. Осматриваем ствол, ветки и листья и уверенно идем собирать плоды:) .

Но не забывайте, что лучше всего начинать учить текст за два дня до сдачи. Выделите для этого время после пробуждения и двадцать минут перед сном в каждый из дней заучивания. Лучше восприятие текста происходит с утра, а переосмысление выученного происходит ночью, таким образом, текст отлично усвоится.

На этом статью о том, как быстро выучить текст наизусть мы заканчиваем. Надеюсь наши советы окажутся для вас полезными. Если у вас появились какие то вопросы, смело пишите их в комментариях.

Заметка: Для выпускников ВУЗов возможно будет полезно - рецензия на диплом, образец (http://www.itmo.ru/recenzija_na_diplomnuju_rabotu.html).

Анекдот о том, что студент за ночь может выучить китайский, стал бояном едва ли не при наших прадедах. И хотя далеко не все студенты, готовясь к экзаменам, выбирают стратегию спринтера, всё равно именно образ бедолаги, втискивающего учебник в черепушку в ночь перед экзаменом, доминирует в массовом представлении о сессии.

Подготовиться за ночь – это своеобразный акт студенческой доблести, акт бравады. Всё равно, что слопать кастрюлю макарон без соуса и масла. Студент должен быть голодным и об экзамене вспоминать накануне оного! На самом деле, конечно, студенческая жизнь не так экстремальна, но спринтеров на любом факультете хватает.

Откуда они берутся? Значительная часть спринтеров – бездельники и халявщики. Но немало и прирождённых спринтеров-дедлайнщиков, которые умудряются сдавать экзамены на «отлично». Психологи говорят, что у этих хомо сапиенсов сильна импульсоидная составляющая темперамента. Их подстёгивает адреналиновый кнут.

Кстати, если уже чем и хороша спринтерская стратегия подготовки к экзамену (при всех её многочисленных недостатках) – так это тем, что не нужно специально работать над мотивацией, как или . И так адреналина выше крыши.

Итак, как же оптимизировать процесс подготовки к экзаменам, если вы прирождённый (или вынужденно им ставший) спринтер? Как подготовиться к экзамену за день? За сутки? Или даже за ночь?

16 советов по подготовке к экзамену неисправимому спринтеру

  1. Нужно поспать! Звучит смешно, особенно если вы собираетесь просидеть за учебниками и лекциями всю ночь. Тем не менее, мы абсолютно серьёзны. Если вы вспомнили об экзамене не в полночь перед оным, а чуть пораньше, подготовьтесь к спринтерскому забегу качественным отдыхом. Вернувшись с вечеринки, готовиться к экзамену гораздо сложнее.

Не забывайте также о том, что именно сон – наш главный помощник в закреплении информации в долгосрочной памяти. Наверняка вы слышали о примете – мол, засыпать перед экзаменом надо с учебником под подушкой. У этой приметы – мощный психологический базис. Поэтому лучше всего готовиться к экзамену днём, а ночью выспаться и закрепить изученное.

Если же вы всё-таки готовитесь к экзамену ночью, поспите утром 1,5 или 3 часа. Это поможет активизировать процессы «утрамбовывания», усвоения информации. Почему именно 1,5 или 3 часа? Потому что . Проснуться легче, отдых качественней.

  1. Не менее важная задача – не заснуть! В процессе подготовки. Кофе, чёрный шоколад – классика ночных предэкзаменационных бдений. Интересно, что капучино, латте или обычный кофе с молоком или сгущёнкой работают даже лучше эспрессо, так как стимулируют не только кофеином, но и мощной дозой углеводов.

Энергетиками постарайтесь не злоупотреблять, всё-таки эти редбуллы вредны для организма. Но если решили подстёгивать себя энергетиками – тогда уж не пейте кофе, что-то одно. То же самое касается «Кока-Колы»: смешав её с кофе, вы рискуете оказаться с инфарктом в больнице, а не на приёме у экзаменатора. Или – или.

Стоит ли стимулировать мозг лекарственными средствами? Разве что элеутерококком, женьшенем и безопасными ноотропами («Глицином», «Пирацетамом», которые продаются в аптеке без рецепта). Но проблема в том, что эти средства нужно принимать курсами, эффект будет заметен через 2 – 3 недели. На просторах интернета можно встретить такой совет: мол, если вы решили подготовиться к экзамену за 1 день или за ночь, слопайте пару таблеток «Глицина». Так вот, если вы никогда до этого не принимали данный препарат – экспериментировать не стоит. Можно получить обратный эффект:

  1. Что есть во время спринтерской подготовки к экзамену? Орехи – лучшая дозаправка. Отличный перекус для студиозуса, погружённого в учение – бутерброд из цельнозернового хлеба, мёда и орехов. Хорошо подходят для перекусов бутеры с лососем и авокадо. Ещё один вариант – бутерброды с благородным сыром (с плесенью), мёдом и грушей/виноградом.

Если готовитесь к экзамену днём, обязательно начните этот день с полезного энергетического завтрака (это запустит обменные процессы и заставит мозг работать эффективней). Обеды и ужин должны давать энергию, но не быть плотными и жирными: иначе будет клонить в сон.

  1. Отдыхайте! Да-да, нужно давать себе немного отдохнуть, даже если у вас на подготовку к экзамену есть всего 8 – 12 часов. В течение каждого часа выделяйте 5 – 10 минут на отдых:
  • Медитацию, дыхательную гимнастику – отличные методы для снятия стресса и повышения концентрации.
  • Растяжку и/или полноценную физкульт-разминку – это поможет снять напряжение в мышцах, активизирует приток крови к мозгу.
  • «Обнуление мозга» – пятиминутное ничегонидуманье (если боитесь заснуть, ставьте будильник).
  1. Обязательно спрячьтесь под «стеклянный колпак». Готовьтесь к экзамену в спокойной обстановке, по максимуму исключите внешние раздражители. Естественно, вырубите всякие скайпы, аськи и тому подобное.

Как лучше изучать материал, чтобы подготовиться к экзамену за день?

А теперь перейдём к методикам и технологиям утрамбовывания в серое вещество всех тех знаний, которые нужно было туда впихнуть в течение семестра.

  1. Какие вопросы учить первыми? Тактику придётся выбирать с учётом обстоятельств:
  • Если в течение семестра вы уже приобрели какие-то знания – начинайте учить экзаменационные вопросы, о которых вы уже имеете представление. Это подготовит почву для изучения взаимосвязанных тем.
  • Второй вариант – поступательно двигаться строго по логике изучаемых тем. Этого принципа стоит придерживаться в тех случаях, когда каждая последующая тема базируется на предыдущих.
  • Если вы – приверженец мнемотехнологии «Дом» («Чертоги разума») , есть смысл учить билеты друг за дружкой, «расставляя» информацию в каждой новой комнате и навешивая на дверь табличку с номером билета («дом» вполне может быть и «отелем»).
  • Самые сложные вопросы лучше оставить на закуску, обязательно выделив для них достаточно времени, а лёгкие – выучить первыми.
  • Впрочем, есть и противоположное мнение – сложное надо учить первым, пока концентрация и энергия на пике.

Пожалуй, выбор тактики – штука индивидуальная… Главное – быть последовательным, а не метаться от билета к билету!

  1. Подозреваете, что не успеете выучить все вопросы? Не стоит играть в рулетку, надеясь, что попадётся нужный билетик. Целесообразней поступить так: идеально (ну, или хотя бы более-менее) выучить первые вопросы каждого билета. А по вторым – пройтись слегка. Бодрое начало обеспечит вам благоволение преподавателя. Даже если вы будете во втором вопросе «плавать», шансы сдать экзамен на приличную оценку весьма неплохи.
  1. Что делать, если у вас нет информации по каким-то экзаменационным билетам? Самое главное – выяснить это в самом начале вашего спринтерского забега. В этом случае есть шанс найти студлансера, который за несколько часов ночных бдений подготовит для вас ответы и/или шпоры. Возможно, нужную информацию удастся получить от однокурсника, который вышлет её по электронке. Поэтому начинайте подготовку к экзамену с обзора экзаменационных вопросов и источников знаний.
  1. Ограничьте поступление информации по каждому вопросу. Досконально вникнуть в изучаемые темы не удастся, поэтому очень важно, чтобы вся изучаемая информация была по делу, изложена кратко и структурировано. Короткий ответ вместо главы учебника – вот что нужно спринтеру, у которого на изучение одного вопроса всего 10 – 30 минут. Где брать такие ответы на экзаменационные вопросы? Просить у старшекурсников качественные шпоры, заказывать ответы на экзаменационные билеты у студлансеров.
  1. Не зацикливайтесь на отдельных вопросах. Не позволяйте себе тратить на один вопрос 2 – 3 часа. Устанавливайте таймер, это мобилизует.
  1. Ваша задача – понимание, а не запоминание. Старайтесь понять то, что изучаете, чтобы своими словами рассказать на экзамене (а в крайнем случае – домыслить). Находите логические связи между изучаемыми блоками информации. Кстати, самые успешные спринтеры – эрудиты и логики с хорошо подвешенными языками, способные на минимальной информационной базе создать полноценный ответ.
  1. Массив информации по каждому вопросу сведите до нескольких тезисов. Структурируйте и упрощайте! Создайте информационный «концентрат», на базе которого будете отвечать. Каждый тезис – упаковка с «концентратом», тянущая за собой развитие мыслей, ассоциаций, логических построений.

Именно тезисы есть смысл пробежать глазами за час до экзамена. Именно в тезисах следует готовить шпаргалки.

Одна из тезисных технологий подготовки к экзамену и вообще к любому выступлению – метод трёх предложений . Вместите в них самое главное: проблему, главную мысль, заключительный вывод.

  1. Для запоминания точной информации (дат, формул, правил, определений и т. д.) используйте методы мнемоники. Хорошо зарекомендовали себя метод ассоциаций и уже упомянутый метод «Дома» («Чертогов разума»).
  1. Вооружитесь ручкой. Мелкая моторика активизирует работу мозга, включая процессы запоминания. В процессе изучения материала стройте схемы, хронологический линии, нейронные карты. Всё это, кстати, может стать основой для составления шпаргалок.
  1. При изучении материала делайте упор на свой вид памяти : зрительную, слуховую или кинетическую.
  1. Готовьтесь вдвоём, втроём. Проговаривайте темы, объясняйте их друг другу. (Эта технология не позволит вам сачковать – естественно, в том случае, если товарищи тоже настроены на учёбу; с «саботажниками» лучше это предприятие не затевать).

Кстати, автор этой статьи именно с помощью этого метода за 8 часов на «отлично» подготовился к экзамену, о котором вспомнил где-то около полуночи. После Дня Рождения. В общаге. С верными друзьями. С бокалом шампанского в одной руке, куском торта – в другой, и с учебником на коленях

Есть, что вспомнить!

Экология жизни. Лайфхак: На дворе – конец ноября, а это значит, что уже очень скоро в вузах начнется экзаменационная сессия. Вузовские преподаватели всегда призывают готовиться к экзаменам с первого сентября, и, в общем-то, они правы: если сплошняком читать всю ту муть, которую они понаписали крайне сумбурно, да еще и подчас корявым языком, то на запоминание всего этого действительно потребуется не меньше нескольких месяцев.

На дворе – конец ноября, а это значит, что уже очень скоро в вузах начнется экзаменационная сессия. Вузовские преподаватели всегда призывают готовиться к экзаменам с первого сентября, и, в общем-то, они правы: если сплошняком читать всю ту муть, которую они понаписали крайне сумбурно, да еще и подчас корявым языком, то на запоминание всего этого действительно потребуется не меньше нескольких месяцев.

Но кто из адекватных студентов учит всю эту ахинею безвылазно - и за полгода до ее проверки? Бывает даже так, что учить не хочется до последнего момента, то есть вот до самого последнего, когда до экзамена остаются сутки, а то и вовсе последняя бессонная ночь, а «шпорами» пользоваться не хочется или не умеется . Вот этим-то героям, не грызущим, но штурмующим гранит науки, и хочется помочь.

При этом, наверное, нелишне будет оговориться: у меня есть опыт успешной подготовки школьников и студентов по данным методикам – именно по гуманитарным предметам (обществознание, право, история, словесность). Что там творится в биологии, математике, астрономии и физике с химией – я понятия не имею.

Но вот применительно к дисциплинам гуманитарного цикла представленные рекомендации работают железно , всегда по штампу – и на любую приемлемую оценку, вплоть до «пятерки». Правда, только в том случае, если вы не страдаете от проблем с памятью, и если у вас хоть немного развито ассоциативное мышление.

Вот берем в качестве примера школьный учебник по обществознанию. Смотрим, какие разделы включает в себя это самое обществознание. Выписываем названия этих разделов на бумажку - и заучиваем наизусть (просто названия разделов). Выписывать, подчеркну, обязательно!

Далее просматриваем сами разделы и убеждаемся, что они включают в себя главы и параграфы, на основании этого понимаем, чего вообще от нас хотят (ну, скажем, раздел «экономика» изучает производство, распределение, обмен и потребление, все остальное - производно).

Далее – работа по каждому, отдельно взятому разделу: заучиваем наизусть и стараемся понять ключевые термины и другую информацию, выделенную в учебнике жирным шрифтом, все остальное вообще игнорируем.

Кстати говоря, основная проблема студентов – в том, что они пытаются выучить ненужную муть, коей в учебнике обычно процентов 95. Так вот эту ошибку повторять, тем более многократно, не следует. «Вода» не достойна внимания.

В итоге удивитесь, что любая толстенная книженция, будучи выжатой до капли, как лимон, умещается в блокнотике, раза в четыре меньшем, чем даже ваша лекционная тетрадка. А содержания, необходимого для «пятерки» на экзамене, значительно больше, чем в вашей лекционной тетрадке.

Коль скоро мы обратились к обществознанию и к разделу «экономика», то давайте посмотрим, что у нас получилось в этом разделе. А получилось вот что: вам нужно запомнить, что такое экономика, какие есть типы экономических систем, какие есть факторы производства, ну и еще три-четыре закона, выделенных жирным шрифтом.

При должной сосредоточенности это час, максимум, полтора – и вы будете знать это все от зубов. Большего с вас никто не спросит, поверьте. Ровно то же самое – по всем остальным разделам. Крайне желательно под конец оставить сорок минут – час, чтобы проговорить и утрясти выписанные фразы, схемы и, возможно, какие-то зарисовки. Всё, вы готовы к экзамену, вперед!

Подводные камни могут быть по предметам исторического и литературного толка. Очень уж в них много информации, казалось бы, трудно впихиваемой в какие-то схематические зарисовки. Имена, сюжеты, даты… От всего этого голова пухнет! Всегда есть риск перепутать Мамая с Батыем, а Болконского с Ленским. Поэтому при заучивании истории и литературы срабатывает немного другой метод.

Если вы в упор не понимаете и не видите причинно-следственных связей между датами, событиями, именами и фактами, да еще если к тому же то и дело путаете одно с другим, то вам необходимо нарисовать таблицу с парой-тройкой вертикальных полос и с множеством горизонтальных.

Вертикальные столбцы – «имя действующего лица», «что делал?» (записываем буквально в нескольких словах), применительно к истории – еще и «дата», можете отдельную табличку выделить для каких-нибудь трудно запоминаемых мирных договоров.

Тогда по горизонтали у вас должен получиться понятный вам сюжет. В итоге вырисовывается предельно компактная табличка по любому произведению, которое не читали, но которое нужно форсировано знать и запомнить, и по каждому блоку исторических событий (ну, там крепостничество, революции, мировые войны, коллективизация, «оттепель», горбачевско-ельцинская демократия и прочее в том же духе).

Если все равно возникает путаница – каждую горизонтальную полосу выделяем определенным цветом – и ассоциативно привязываем этот цвет к лицу и событию – в рамках таблицы. Например, Колчак у вас ассоциируется с синим цветом, Врангель – с белым, а Ленин – с красным, можно и как-нибудь наоборот – кому как удобнее воспринимать. Главное – сам принцип, а он работает безотказно.

Кто-то может возразить, что это очень долго, и за ночь перед экзаменом ну никак не успеешь. Да ничего подобного! Как только начнете это делать – увидите, что по литературе запомнить нужно всего десятка полтора базовых литературных произведений (с весьма простым, как выясняется, сюжетом), а по истории – всего несколько крупных блоков событий и фактов, легко изображаемых и увязываемых схематически.

Все эти пугающие и кажущиеся неупорядоченными даты, сюжеты и имена опять-таки компактно, исчерпывающе и, что важно, оперативно укладываются в небольшой блокнотик.

Ну, опять-таки – если выбрать наиболее существенное и не заморочиться с ненужным: скажем, применительно к литературе, с Пушкиным, Гоголем, Чеховым, Толстым, Достоевским и Шолоховым, придется напрячься, а Шаламова, Рубцова или Вампилова можно вообще проигнорировать.

Заучивать надо по таблицам-разделам - и опять-таки нужно оставить сорок минут – час, чтобы все это проговорить в общих чертах и не запутаться на экзамене. И если поднапряжетесь в течение всего лишь нескольких часов, то боевая готовность опять-таки гарантирована!

Повторюсь и подчеркну: такие схемы гарантированно подходят ко всем без исключения предметам гуманитарного толка. И обозначенные методы позволят вам вызубрить и на какое-то время запомнить в деталях учебник любой сложности – максимум за 6-7 часов до часа икс.

То есть за несколько часов до экзамена был «нулевым» и «деревянным», а подготовившись по данным рекомендациям, пришел – и получил «отлично» (или какой-либо другой максимальный балл), ответив на все каверзные вопросы сварливого и придирчивого экзаменатора. Зуб даю, такое более чем реально! Если вы, повторюсь, не имеете патологических проблем с памятью, и если у вас напрочь не отсутствует ассоциативно-образное мышление.

Это Вам будет интересно:

При этом не надейтесь, что выученная таким образом информация задержится в вашей голове дольше месяца. Ваша цель – исключительно «пятерка» на экзамене, честным путем, без наушников и «шпор». Хотите долгосрочной памяти – действуйте точно по таким же сценариям, просто уделите процессу не 6-7 часов, а, скажем, пару-тройку дней – на каждый соответствующий предмет.

И еще один момент, и момент немаловажный… Слишком часто прибегать к форсированным технологиям я бы все же не рекомендовал: раз-два-три в сессию – еще ничего, а вот от систематических подобных подвигов психика реально перегружается. Такого рода интеллектуальные марафоны, при всей их временной эффективности, допустимы только по очень большой нужде. И непосредственно перед экзаменом крайне желательно все же выспаться.

Удачи и здоровья на сессии! опубликовано

error: