Путеводитель по библии. Православная абхазия Разведка Земли обетованной и ее последствия

ААРОН

(высокий, гора, гора света, учитель, просвещенный, и имя общее с именем Гаруна, столь употребительным на Востоке) был первым первосвященником Еврейского народа и старшим братом пророка и законодателя Моисея (Исх 28:1). Сын Абрама и Иохаведы, он происходил из колена Левина и был тремя годами старше брата своего, Моисея. По причине косноязычия Моисея он должен был говорить за него перед народом и царем Египетским Фараоном, почему и назван Богом устами Моисеевыми и пророком его (Исх 4:16, 7:1); вместе с тем он должен был помогать своему брату во время путешествия Евреев из Египта в землю Ханаанскую. Аарон взял себе в жену Елисавету, дочь Аминадава, и имел от нее четырех сыновей: Надава, Авиуда, Элеазара и Ифамара. Два первых были наказаны Богом смертью за принесение Господу огня чуждого, и таким образом священство утвердилось в роде двух последних братьев, оставшихся в живых (Исх 6:23). Аарон и сыновья его особенным образом и непосредственно самим Богом были призваны к священническому служению (Евр 5:4), Но еще прежде посвящения, когда Моисей отошел на г. Синай для получения от Бога закона, Евреи соскучились долговременным пребыванием своего вождя на горе и приступили к Аарону с требованием, чтобы он дал им в путеводители изваяние одного из языческих божеств. Аарон, уступив безрассудному требованию народа, велел принести золотые серьги их жен и детей, и когда они были принесены, слил из них золотого тельца, вероятно, по образцу Египетского идола Аписа. Удовлетворенный народ восклицал: вот бог твой, Израиль, который вывел тебя из земли Египетской (Исх 27:4). Увидав сие, Аарон поставил жертвенник и возгласил, говоря: завтра праздник Господу. На другой день народ принес пред ним всесожжения и стал есть и пить, а после играть (Исх 32:1-6). За таковую слабость Аарон подвергся справедливому упреку со стороны Моисея; но так как сие малодушие скоро было заглажено раскаянием, то Аарон и после сего не лишался Божия благоволения. Моисей, по воле Божией, при той же горе Синайской возвел его в высокий сан иерея великого, или первосвященника, с правом передавать первосвященство старшему в его роде, четверых же сыновей его поставил священниками или жрецами (Лев 8). Впрочем, вскоре после посвящения, двое из сыновей Аарона, Надав и Авиуд, взяли свои кадильницы и принесли пред лице Господа огнь чуждый (т.е. взятый не с алтаря, как то повелено было Господом), за что и были умерщвлены огнем, посланным от Господа (Лев 10:1-7). Книга Чисел (3:4) замечает, что это случилось, когда народ был еще в пустыне Синайской. Вслед за их смертно Моисей пошел к Аарону и передал ему волю Господню относительно священников в следующих словах: В приближающихся ко Мне освящусь и пред всем народом прославлюсь (Лев 10:3). Незадолго до отбытия Евреев из пустыни Синайской, Аарон, с сестрою своею Мариам, возымел слабость оспаривать у Моисея право пророчества, указывая на его брак с Эфиопкой. Мариам за этот упрек, сделанный Моисею, была наказана семидневною проказою (Чис 12 гл.). Аарон же, по исповедании своего греха пред Господом, был прощен. Будучи постоянным сотрудником Моисея, Аарон подобно ему нередко подвергался упрекам и оскорблениям со стороны легко возмущавшихся Евреев. Однажды дело дошло даже до оспаривания у него права первосвященства. Это возмущение произошло под руководством левита Корея, Дафана, Авирона и Авиана с 250 человек наиболее выдающихся Израильтян из других колен. "Все общество, все святы и среди их Господь! Почему же вы ставите себя выше народа Господня (Чис 16:3). говорили они Моисею и Аарону. Последствием возмущения было то, что зачинщики мятежа поглощены землею, а 250 сообщников их сожжены огнем небесным. Но грозное наказание Божие не образумило возмутившихся. На другой день народ снова возроптал на Моисея и Аарона (Чис 16:41): "вы умертвили народ Господень," вопиял он, и тогда вышел гнев от Господа и началось поражение в народе: погибло 14,700 человек. По приказанию Моисея, Аарон взял кадильницу, положил в нее курение и огня с жертвенника, стал между мертвыми и живыми, и поражение прекратилось (Чис 16:42-49). После сего наказания возмутителей первосвященство подтверждено за Аароном следующим знаменательным чудом: от всех 12-ти колен Моисей положил на ночь в скинию 12 жезлов с надписью на каждом имени родоначальника колена; по утру жезл колена Левина, с именем Аарона, расцвел, пустил почки, дал цвет и принес миндали (Чис 17:8). Сей-то расцветший жезл и хранился долгое время после того при Ковчеге Завета, как явное доказательство того, что священство на веки утверждено Богом за Аароном и его сыновьями. Впрочем Аарон не дожил до вступления Израильтян в землю Обетованную. За недостаток веры во всемогущество Божие, обнаруженный им в пустыне Син, он умер ранее этого торжественного дня (Чис 20:12). В сороковом году по выходе из Египта Господь велел ему вместе с Моисеем, братом его, и Элеазаром, сыном его, взойти на гору Ор, и в глазах всего общества умереть на вершине оной (Чис 20:28). В кн. Второзакония место кончины Аарона называется Мозер (10:6), агора Ор и доселе называется у Арабов горою пророка Аарона (Джебель Гарун). На ней показывают доселе место его погребения. Народ Израильский почтил его кончину тридцатидневным плачем (Числ 20:29). Аарон скончался 123 лет от роду, в первый день пятого месяца. В Иудейском календаре в память его кончины в этот день полагается пост. Первосвященство после него перешло к старшему сыну его, Элеазару. В кн. Псалмов он называется святым Господним (Пс 105:16). Священники в позднейшие времена часто назывались домом Аароновым и сынами Аароновыми, в честь их великого родоначальника. По общей хронологии рождение Аарона было в 1574 г. до Р.Х., призвание в 1491 г., посвящение в 1490 г., и смерть в 1451 г.

Аарон אהרֹן (+ 1445 до Р.Х.), первый ветхозаветный первосвященник. Сын Амрама и Иохаведы из колена Левиина, старший брат пророка Моисея, родился в Египте.

Он помогал Моисею в освобождении еврейского народа из египетского рабства, являясь перед фараоном как представитель пророка, говорящий за него (Исх. 4, 14- 17). Аарон выступал «устами» Моисея перед Израилем и фараоном, творил чудеса перед фараоном (в частности, Ааронов жезл превратился в змея, а затем поглотил змеев, в которых превратились жезлы египетских волшебников) и вместе с Моисеем участвовал в ниспослании некоторых из десяти египетских казней.

Он был первым первосвященником и основателем единственного законного рода священнослужителей - коэнов у евреев, и священнический сан стал наследственным в его роде - против чего безуспешно восстали Корей, Дафан и Авирон, представители левитов, со своими сообщниками. Избрание Аарона подтвердил Бог, когда его жезл чудесным образом расцвёл. Во время богослужения Аарон и его сыновья давали народу Аароново благословение. Аарон был также верховным судьёй Израиля и учителем народа.

Аарон участвовал затем в сорокалетнем странствовании евреев по пустыне, где и был, по велению Божию, поставлен первосвященником.
Год рождения Аарона должен быть отнесен к 1578 году до Р. Х.. Господь призвал на служение Аарона в возрасте 83 лет. Скончался Аарон 123-х лет от роду, в 1445 году до Р.Х. на горе Ор в пустыне (в настоящее время территория государства Иордания), так же как и Моисей, не достигнув земли обетованной, в наказание за ропот на Бога (Чис. 20, 10).

Весь род Аарона был избран Богом для священнического служения в Ветхозаветной Церкви, и звание первосвященника сохранялось за его потомками до пришествия на землю Христа Спасителя, преемственно переходя к старшему в роде.

Потомки Аарона в Священном Писании называются "сынами Аарона" и "домом Аарона". По учению апостола Павла (Евр. 5, 4-6), Аарон, как первосвященник Израиля, был прообразом Иисуса Христа, Первосвященника Нового Израиля, Новозаветной Церкви.

Потомком Аарона была Елисавета (мать Иоанна Крестителя) (Лк. 1,5). Апостол Павел говорит о том, что священство Аарона преходяще, «ибо с ним сопряжен закон» (Евр., 7, 11), ему на смену идёт Иисус Христос - священник по чину Мелхиседека. В православии Аарона вспоминают в Неделю святых праотец, ряд месяцесловов отмечает его память 20 июля вместе с днём Ильи-пророка и ряда других ветхозаветных пророков. Западная память Аарона - 1 июля, коптская - 28 марта.

У Аарона было от жены его Елисаветы (Элишевы), дочери Аминадава, четверо сыновей, из них двое старших, Надав и Авиуд, погибли при жизни отца (были испепелены огнём), ослушавшись Бога, а первосвященнический сан перешёл к третьему сыну его, Елеазару, младшего звали Ифамар.

Классическая иконография Аарона сложилась в X веке - седовласый, длиннобородый старец, в священническом облачении, с жезлом и кадилом (или ларцом) в руках. Изображение Аарона его пишут в пророческом ряду иконостаса.

; Исх 6. 16-23) и был на 3 года старше своего брата Моисея (Исх 7.7; Числ 26. 59). Библейские сведения об А. до его призвания Господом очень скудны: от своей жены Елисаветы, дочери Аминадава, А. имел 4 сыновей: Надава, Авиуда, Елеазара и Ифамара (Исх 6. 23).

Господь призвал А. на служение в возрасте 83 лет (Исх 7. 7). Первоначально деятельность А. была связана с миссией Моисея, к-рый, ссылаясь на свое косноязычие, хотел отказаться от поручения вывести из Египта народ израильский (Исх 4. 10; 6. 30). Тогда Господь указал на А. как на помощника, способного говорить: «Ты (Моисей) будешь ему говорить и влагать слова в уста его, а Я буду при устах твоих и при устах его и буду учить вас, что вам делать. И будет он говорить вместо тебя к народу» (Исх 4. 15-16; 6. 30-7. 2). С горы Божией Моисей и А. сошли в Египет, где А. убеждал сынов Израилевых, пересказывая им слова, сказанные Господом Моисею (Исх 4. 29-30). Вместе с Моисеем А. участвовал в споре с фараоном, устрашая его знамениями. Он превратил свой жезл в змея, а после того как то же самое сделали егип. маги, жезл А. поглотил жезлы егип. магов (Исх 7. 10-12). А. устрашал фараона 10 знамениями, причем первые 3 - превращение воды в кровь (Исх 7. 20), изведение жаб (Исх 8. 5-6), явление мошек (Исх 8. 16-17) - совершались рукою А. (см. Казни египетские). А. и Моисей получили от Господа устав Пасхи (Исх 12. 1-20; 12. 43-49). Вдвоем с Ором А. поддерживал ослабевшие руки Моисея до окончательной победы над амаликитянами (Исх 17. 12). Вместе с сыновьями Надавом и Авиудом и 70 старейшинами Израилевыми А. сопровождал Моисея на г. Синай , где Моисей один приблизился к Господу, а сопровождавшие издали поклонились Ему «и видели [место стояния] Бога Израилева» (Исх 24. 1-2, 9-11). Во время сорокадневного пребывания Моисея на Синае А., принуждаемый народом, изготовил золотого тельца (Исх 32. 4). Грех поклонения идолу едва не привел к гибели как необузданного народа, так и самого А., спасенного лишь заступничеством Моисея (Исх 32. 7-14; Втор 9. 19-20).

В период странствия по пустыне А. всегда рядом с Моисеем: они вели учет годных для войны израильтян (Числ 1. 3); сносили ропот и угрозы народа (Числ 14. 2-10); молились о прощении «всего общества» (Числ 16. 22) и, наконец, разделили общую судьбу: за неверие у вод Меривы А. и Моисей были признаны Господом недостойными войти в Землю обетованную (Числ 20. 8-13). Лишь однажды А. вместе с Мариам упрекал Моисея за то, что тот взял себе в жены эфиоплянку. Однако в отличие от Мариам А. не был наказан проказой (Числ 12).

Как первосвященник А. был призван на служение Господом и посвящен прор. Моисеем (Исх 29. 4-21; 40. 12-15; Лев 8. 1-30; Евр 5. 4), к-рый облачил его и помазал елеем перед входом в скинию собрания, т. о. установив право ветхозаветных священников совершать богослужебные действия (Исх 27. 21-22, 28; 29. 4-21; Лев 8. 1-30). В лице А. и его сыновей Др. Израиль получил институциональное священство (см. Священство ветхозаветное). Деятельность А. как первосвященника включала не только культовое, но и судебное, а также учительное служение (Сир 45. 20-21). В обязанности А. входили ежедневные богослужебные действия в скинии собрания: курение благовоний (Исх 30. 7-8), приготовление и возжигание лампад (Исх 27. 20-21; 30. 8). В субботу А. полагал 12 свежих хлебов с ладаном и солью на чистом столе перед Господом (Лев 16. 33). Священник наделялся правами последней судебной инстанции (Втор 17. 12; 19. 17; 21. 5; 33. 10). А. и его сыновья должны были «научать сынов Израилевых всем уставам, которые изрек им Господь чрез Моисея» (Лев 10. 11). За нарушение культовых постановлений 2 старших сына А. были сожжены «огнем от Господа», причем А. молча перенес их смерть (Лев 10. 1-7).

Когда Корей и др. знатные мужи домогались равного с А. священства (Числ 16. 1-3), Господь подтвердил избрание А. и его сыновей: Корей, Дафан и Авирон были поглощены землей, а в народе начался мор. По приказу Моисея А. «стал... между мертвыми и живыми» и совершил умилостивительное каждение, чем прекратил поражение, совершенное Господом в народе (Числ 16. 24-40). Подтверждением избрания А. было также чудо с жезлом А., к-рый был положен в скинию собрания вместе с жезлами 12 старейшин и найден чудесно расцветшим (Числ 17) (см. Ааронов жезл). Заступничество А., отведшего гнев Божий, воспевается более поздними библейскими авторами (Прем 18. 20-25; Пс 76. 21; 105. 16). А. умер в возрасте 123 лет на вершине г. Ор (согласно Втор 10. 6, это произошло в местности Мозер ; см. Аарона могила). Моисей снял с А. священнические одежды и облек в них его сына и преемника Елеазара (Числ 20. 27-28; 33. 39). Народ Израиля оплакивал А. 30 дней.

В НЗ говорится, что к А. восходит род прав. Елисаветы , матери Иоанна Крестителя (Лк 1. 5). В послании ап. Павла к Евреям подчеркивается преходящее значение священства А., «ибо с ним сопряжен закон» (Евр 7. 11). Его сменяет «Христос, Первосвященник будущих благ» (Евр 9. 11), Который восстанет по чину Мелхиседека (Евр 7. 11-17).

Лит.: Ефрем Сирин, прп . Толкование на книги: Бытие, Исход, Левит, Числа, Второзаконие // Творения. Серг. П., 1901; М., 1995р. Т. 6; Феодорит Киррский, блж . // Творения. Серг. П., 19052. Ч. 1; Титов Г. И . История священства и левитства ветхозаветной церкви, от начала их установления при Моисее до основания Церкви Христовой, и отношение их к жречеству языческому. Тифлис, 1878; Савваитский М. И . Исход израильтян из Египта. СПб., 1889; Приклонский В . Ветхозаветное первосвященство // ПС. 1901. № 6; Westphal G . Aaron und die Aaroniden // ZAW. 1906. Bd. 26. S. 201-230; North F. S . Aaron"s Rise in Prestige // Ibid. 1954. Vol. 66. P. 191-199; Auerbach E . Das Aharon-Problem: Rome Congress Volume. 1969. S. 37-63. (VTS; 17); Cody A . A History of Old Testament Priesthood. R., 1969. (AnBib; 35).

свящ. Владимир Кильчевский

Гимнография

Хотя в Месяцесловах , принятых в поместных правосл. Церквах, А. не имеет отдельной памяти, его имя упоминается вместе с именами др. ветхозаветных праведников в службах Недель праотец и отец перед Рождеством Христовым (см. Праотец святых неделя , Отец святых неделя), а также вместе с именем прор. Моисея в аллилуиарии на литургии и в седальне канона святых пророков на малом повечерии в первую неделю Великого поста (см. Православия неделя). Нек-рые древние Месяцесловы указывают праздновать память А. 20 июля вместе с памятями пророков Моисея, Елисея , Самуила и Илии (пам. прор. Илии 20 июля указана в большинстве Месяцесловов, в т. ч. и в совр.- Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 219). В службе 20 авг. прор. и свящ. Самуил неоднократно сравнивается с А. (напр., « » - тропарь 8-й песни канона утрени - Минея (СТ). Август. Л. 169). В зап. Иеронимовом мартирологе память А. указана под 1 июля, в копт. месяцеслове - под 28 марта. В правосл. гимнографических и евхологических текстах воспевается первосвященническое достоинство А. (см., напр., «молитву приношения» литургии свт. Василия Великого); особо упоминается жезл А., часто как один из прообразов Божией Матери. Великий канон Андрея Критского противопоставляет А. нечестивым священникам Офни и Финеесу (тропарь 5-й песни: « »- Триодь Постная. Ч. 1. Л. 303). По греч. рукописи XIV в. (Sin. Gr. 672) известны 2 не вошедших в печатные Минеи канона А., помещенные под 8 авг. (Ταμεῖον. Ν 824, 825. Σ. 264-265).

Лит.: Кравецкий . Словарь.

М. С. Желтов

Иконография

Изображения А. известны по памятникам христ. искусства в основном в сценах Исхода. Одно из древнейших сохранилось в росписях синагоги в Дура-Европос (Сирия), 245-250 гг.: А. представлен старцем в одеждах первосвященника (облачен в ефод , наперсник, подир , на голове кидар) внутри храма, где был поставлен Ковчег завета. В большинстве ранневизант. памятников А. предстает в облике юноши в античном одеянии (мозаики Санта-Мария Маджоре в Риме, 432-440 гг.). Устойчивая иконография А. складывается в эпоху Македонской династии (IX - XI вв.) - он изображается седовласым, длиннобородым старцем, в священническом облачении, с жезлом и кадилом (или ларцом) в руках. Эта иконография известна по книжным миниатюрам (напр., Хлудовская Псалтирь, IX в., л. 98об.) и иллюстрациям Октатевхов XI-XIII вв., где А. представлен в ряде сюжетов: жезл А. превращается перед фараоном в змея и поглощает жезлы егип. чародеев (Исх 7. 10-12) (одно из ранних изображений - на вратах ц. св. Сабины в Риме, ок. 430 г.); А. и Ор поддерживают руки Моисея в битве с амаликитянами (Исх 17. 12) и др. (см. Ааронов жезл). В XI в. образ А. появляется в монументальной живописи, изображение его помещалось в росписи объема алтаря (Св. София Киевская, сер. XI в., Антониев Римлянина мон-рь, 1117-1119 гг.). Эта традиция в рус. памятниках удерживается вплоть до XVI в. (собор царь . В «Уставе общины» предвещается приход «Мессий Аарона и Израиля» (1QS 9. 11). В кумран. текстах А.- образ Мессии-Первосвященника. «Дамасский документ», возможно, говорит лишь об одном Мессии: «Восстанет Мессия Аарона и Израиля» (CD 12. 23-13. 1); «Мессия Аарона и Израиля очистит их грех» (CD 14. 19) и др. В «Дополнениях к Уставу общины» сообщается о некоем мессианском пире, на к-ром «сыны Аарона» имеют привилегированное положение: они садятся прежде Мессии Израиля (царя, в данном случае, видимо, отличного от «Мессии Аарона» - 1QSa 2. 12-14).

Раввинистическую лит-ру отличает особая любовь к личности А. Раввины описывают А. как великого миротворца, к-рый «не уйдет, покуда не увидит, что не осталось более ни капли злобы в душе... человека» (Авот р. Натана 12). Высказывалось мнение, что и поведение А. в истории с золотым тельцом (Исх 32) объясняется его кротостью: он мог покарать смертью идолопоклонников, но пожалел их. В I в. до Р. Х. знаменитый фарисей Гиллель говорил: «Будь учеником Аарона - люби мир и стремись к миру, люби людей и приближай их к Закону Божиему» (Пирке Авот 1. 12). Согласно одному из комментариев, именно за эти качества Бог сделал А. первосвященником (Шемот Рабба 37. 2). Было и др. объяснение поведения А. в Исх 32: А. боялся, что его постигнет та же судьба, что и Ора, к-рого убили при попытке противостать грешникам (Шемот Рабба 41. 9; Санхедрин 7a).

Сообщалось о мужестве А. при известии о смерти его сыновей Надава и Авиуда (Лев 10): он видел, как искупались в своей крови 2 его «птенца», но молчал (Вайикра Рабба 20. 4); «несчастье было с благородством перенесено им, с одной стороны, потому, что он обладал большой твердостью духа, а с другой - оттого, что видел в этом горе проявление воли Божией» (Иосиф Флавий. Иуд. древн. III 8. 7). Подобно Аврааму , безропотно согласившемуся принести в жертву Исаака (Быт 22), А. не спорил с Богом (Сифра 46a).

Традиция называет А. в числе немногих избранников Божиих, к-рые умерли не вследствие собственной греховности, но «из-за козней змея», т. е. греха Адама (Сифре Втор 338-339). Предание утверждало, что после смерти А. израильтяне горевали больше, чем после смерти Моисея (Сифра 45д). Смерть А. описывается в мидраше Петират Ахарон.

Лит.: Агада: Сказания, притчи, изречения Талмуда и Мидрашей / Пер. С. Г. Фруга. М., 1993р; Корсунский И . Иудейское толкование Ветхого Завета. М., 1882; Gaertner B .The Temple and the Community in Qumran and the New Testament. Camb., 1965.

Г. Г. Ястребов

В мусульм. традиции

А. известен как Харун ибн Имран, старший брат Мусы (Моисея). В Коране отражена библейская традиция, согласно к-рой А. был назначен помощником косноязычного Моисея. Однако, по Корану (20. 90/87-88), инициатива сооружения золотого тельца принадлежала не А., а некоему самаритянину. А. не смог воспрепятствовать израильтянам, когда те стали поклоняться тельцу (7. 148/146-151/150; 20. 29/30-33/34. 90/92-94/95; 28. 34-35). Гора у Петры в Юж. Иордании, где, по преданию, погребен А., до сих пор почитается у мусульман (см. Аарона могила).

Аарон (ивр.: אַהֲרֹן‎ Ahărōn, ар.: هارون‎ Hārūn, греч: Ααρών), старший брат Моисея (Исх. 6:16-20, 7:7, Коран 28:34), пророк и первый еврейский первосвященник, представитель колена Левина. В то время как Моисей воспитывался при дворе фараона, Аарон с сестрой Мариам оставались в восточной части Египта, стране Гесем. Аарон прославился своим красноречием, а потому он от имени своего брата Моисея просил фараона отпустить евреев (Моисей, ссылаясь на косноязычие, отказывался говорить с фараоном). Точные даты жизни Аарона неизвестны, они варьируются в пределах от 1600 до 1200 гг. до н.э.
Содержание
1. Первоначальная деятельность
2. Священство
3. Восстание Корея
4. Смерть
5. В раввнистической литературе
5.1. Раввнистическая литература о смерти Аарона
5.2. Другие раввинистические предания о жизни Аарона
Первоначальная деятельность
Аарон был “устами Моисеевыми”, что подразумевало его связи с двором фараона. Следовательно, до Исхода Аарон мог быть только слугой, но никак не вождём. Вместе с Моисеем Аарон творил чудеса (Исх. 4:15–16), убеждая евреев в своей богоизбранности.
По требованию Моисея, Аарон простёр свой жезл на воды Египетские, чем вызвал первую казнь Египетскую. (И сказал Господь Моисею: скажи Аарону: возьми жезл твой и простри руку твою на воды Египтян: на реки их, на потоки их, на озера их и на всякое вместилище вод их, - и превратятся в кровь, и будет кровь по всей земле Египетской и в деревянных и в каменных сосудах Исх. 8:5). Но в эпизоде с казнями Египетскими Аарону отводится вторичная роль по сравнению с Моисеем, движением своего жезла Аарон лишь вызывает гнев Божий, обрушивающийся на фараона и египтян (Исх. 9:23, 10:13,22). Подобную чудодейственную силу своего жезла Аарон уже проявлял, когда с волхвами Египетскими пред лицом фараона превращал жезл в змею. Но змея Аарона пожрала змей волхвов, так Бог Израилев доказал превосходство Своё над божками египетскими.
Сразу после Исхода роль Аарона невелика, он даже часто оказывается виновным в ропоте на Бога. В знаменитом сражении с Амалеком Аарон вместе с Хуром поддерживал руки уставшего Моисея, ибо как только Моисей опускал руки, евреи терпели поражение, как только же поднимал, евреи побеждали. Во время Синайского Откровения Аарон вместе со старейшинами Израилевыми сопровождал Моисея на гору Синай, но общение с Богом было позволено, кроме Моисея, одному лишь Иисусу Навину, в то время как Аарон и Хур остались ждать у подножия горы.(Исх. 24:9-14). В отсутствие Моисея Аарон сделал по требованию народа золотого тельца как видимое изображение Бога, который вывел евреев из земли Египетской. В Священном Коране Аарон не виновен в изготовлении тельца, его вынудили к этому израильтяне, грозя его убить. (И когда вернулся Муса к своему народу разгневанным и огорченным, он сказал: “Плохо то, что вы совершили после меня! Разве вы ускоряете повеление вашего Господа?” И бросил он скрижали и схватил за голову своего брата, таща его к себе. Он сказал: “О сын матери моей! Люди ослабили меня и готовы были меня убить. Не срами же меня на потеху врагам и не помещай меня вместе с людьми неправедными!” (6:150, перевод Крачковского)) Аарон был пощажён Богом и его не коснулась язва, поражавшая остальной народ (Втор 9:20, Исх 32:35).
Священство
В то время колено Левино было определено к выполнению священнических обязанностей, и Аарон был рукоположен в священники, облачён в священническое одеяние, и ему были даны от Бога многочисленные наставления (Исх. 28-29).
В тот же день два сына Аарона, Надав и Авиуй были испепелены огнём от Бога за то, что воскурили фимиам не надлежащим образом.
Современные учёные полагают, что в образе Аарона авторы Библии видели идеал еврейского первосвященника. На горе Синай Бог давал не только наставления в религиозном поклонении, но и наставления в организации священнического сословия. По патриархальным обычаям того времени первенец в семье выполнял семейные обязанности служения Богу. По логике вещей колено Рувимово как ведшее свою родословную от первенца Иакова должно быть определено к священническому служению. Но Рувим тяжко согрешил против отца, переспав с его наложницей Валлой. И, согласно библейскому повествованию, выбор Бога пал на колено Левино. Главной обязанностью ааронитов было поддержание неугасимой лампады перед завесой Скинии. В Исх.28:1 описан выбор в священники Аарона и его сыновей: “И возьми к себе Аарона, брата твоего, и сынов его с ним, от среды сынов Израилевых, чтоб он был священником Мне, Аарона и Надава, Авиуда, Елеазара и Ифамара, сынов Аароновых”.
Аарон и его сыновья отличались от простых людей особой святостью и особым одеянием, в котором они выполняли своё служение.
Перед своим посвящением Аарон и его сыновья были отделены от остального народа, в течение семи дней Аарон приносил в жертвы и посвящал священников, на восьмой же день было совершено заклание жертвенного животного, Аарон благословил народ (т.н. Аароново благословление: да благословит тебя Господь и сохранит тебя! да призрит на тебя Господь светлым лицем Своим и помилует тебя! да обратит Господь лице Свое на тебя и даст тебе мир!) (Числ.6:24-26), после этого Аарон вступил в Скинию. Как сказано в Торе, “И вошли Моисей и Аарон в Скинию собрания, и вышли, и благословили народ. И явилась слава Господня всему народу: И вышел огонь от Господа и сжег на жертвеннике всесожжение и тук; и видел весь народ, и воскликнул от радости, и пал на лицо свое. (Лев. 9 , 23–24)”. Так было положено начало первосвященству у евреев.
Восстание Корея
После того как евреи покинули Синай, место Аарона как помощника Моисея занял Иисус Навин. Аарон упоминается вместе с сестрой Мариам как выразитель протеста против исключительного положения, которое Моисей занимал в отношениях с Богом, и против того, что Моисей женился на эфиопке. Бог гневно осудил Аарона за его ропот, Мариам же поразил проказой. Аарон просил Моисея за сестру свою, одновременно каясь в свершённом грехе, говоря, что глупая непредусмотрительность заставила его взбунтоваться против брата. Бог не поразил Аарона проказой, потому что тот был священником, Мариам же провела вне израильского стана семь дней, после чего исцелилась от своей болезни, Бог простил её и вернул ей Свою милость (Числ.12). Михей, один из 12 малых пророков, называет Моисея, Аарона и Мариам вождями еврейского народа после Исхода. В Числ. 12:6-8 Бог говорит, что много пророков, которым Он открывается в видении, но Моисей уникален среди них, ибо он говорил уста в уста с Самим Богом: “И сказал: слушайте слова Мои: если бывает у вас пророк Господень, то Я открываюсь ему в видении, во сне говорю с ним; но не так с рабом Моим Моисеем, - он верен во всем дому Моем: устами к устам говорю Я с ним, и явно, а не в гаданиях, и образ Господа он видит; как же вы не убоялись упрекать раба Моего, Моисея?” Требование Аарона и Мариам отдать им часть прерогатив Моисея безусловно являлось греховным.
Признание за Аароном и его семьёй исключительного права на первосвященство вызвало недовольство двоюродного брата Аарона, Корея, который поднял восстание. Двое других священников восстали вместе с Кореем: Дафан и Авирон. Но Бог произвёл Свой суд над мятежниками: земля разверзлась и поглотила Корея, Дафана и Авирона (Числ. 16:25-35). Но в кадильницах мятежных священников ещё находилось курение, которое теперь, после их смерти, необходимо было немедленно удалить со святого места. Задача эта была возложена на Елеазара, единственного оставшегося в живых сына Аарона и преемника его по первосвященству. Бог наслал на людей мор, за то, что те сочувствовали мятежникам. Аарон, по приказу Моисея, встал между живыми и мёртвыми и начал кадить, после чего мор прекратился. (Числ. 17:1-15, 16:36-50).
В то время произошло ещё одно памятное событие. Старейшины колен Израилевых воспротивились тому, что именно колену Левину определено священствовать. Тогда Бог велел взять по жезлу от каждого колена, предварительно написав на нём имя колена, и положить в Скинию. Чей жезл расцветёт, тому и священствовать. Наутро расцвёл и покрылся спелым миндалём жезл колена Левина, так Бог подтвердил, что он выбрал Себе именно членов колена Левина, но теперь Бог разделил их на представителей семьи Аарона, которые отправляли священнические обязанности при Скинии, и остальных левитов, которые выполняли мелкие службы при Скинии, но непосредственно к богослужению не допускались (Числ. 18:1-7).
Смерть
Аарону, как и Моисею, не было позволено войти в Землю Обетованную. Причина - оба брата проявили нетерпеливость в последние годы странствия по пустыне, и когда евреи встали станом у Кадеша и стали просить пить, Бог, желая показать Свою милость, велел Моисею ударить один раз посохом по скале, Моисей же, ослушавшись, ударил два раза, за что и был наказан Богом, Который предрёк ему, что он не войдёт в Землю Обетованную.
О смерти Аарона есть два рассказа. Согласно одному из них, изложенному в Книге Чисел, вскоре после событий в Кадеше, евреи подошли к горе Ор. Аарону было велено взойти на гору вместе с Моисеем и Елеазаром. Моисей снял с Аарона первосвященнические одежды и облачил в них Елеазара. После этого Аарон умер. Евреи оплакивали его 30 дней (Числ. 20:22-29). Согласно другому рассказу о смерти Аарона, изложенный в книге Второзаконие, Аарон умер в месте, именуемом Мозер, и был там похоронен. Мозер находится от горы Ор в семи днях пути.
В раввнистической литературе
Пророки считали, что священнический культ является более низкой формой религиозной жизни, чем пророческая вера. Людям, на коих не почил Дух Божий, приходится всеми силами преодолевать идолопоклоннические наклонности своей души. Первосвященник Аарон стоял ниже Моисея, Аарон был всего лишь исполнителем и провозгласителем воли Божией, открывавшейся Моисею, и это несмотря на то, что выражение “Бог говорил с Моисеем и Аароном” упоминается в Торе 15 раз. Судьба еврейского священнического сословия в персидскую эпоху заставила многих иудеев, и в их числе пророка Малахию, пересмотреть духовный идеал еврейства: Аарона отныне считали равным Моисею. В Мекилте, одном из мидрашей, мы читаем: “То Аарон, то Моисей упоминаются в Писании, так что нам следует признать их равными друг другу”.
Раввнистическая литература о смерти Аарона
Поскольку Бог обещал Аарону, согласно агадической литературе, что его жизнь будет мирной (символом чего стало возлияние елея на его голову), то смерть Аарона была очень спокойной. Вместе с Моисеем и Елеазаром Аарон взошёл на гору Ор, и тут взору Аарона открылась красивая пещера, озарённая светом лампады. “Сними священнические одежды и облачи в них сына своего Елеазара, после чего следуй за мной”, - сказал Моисей. "Аарон сделал как ему велено, в пещере находился гроб, возле которой стояли ангелы. “Ложись, брат мой”, - приказал Моисей. Аарон безропотно выполнил повеление Моисея. После Божественного поцелуя душа Аарона покинула его тело (“Тогда сошла Шехина, (Слава Божия), облобызала его - и отлетела от Аарона душа его”, Агада “В пустыне”). Как сказано в агаде, как только Моисей и Елеазар покинули пещеру, она закрылась. Когда Моисей и Елеазар сошли с горы, люди спросили “Где Аарон?” и стали обвинять Моисея и Елеазара в убийстве Аарона, как вдруг все увидели ангелов в небе, несущих гроб с Аароном. Все услышали глас Божий с неба: “Закон истины был в устах его, и неправды не обреталось на языке его; в мире и правде он ходил со Мною и многих отвратил от греха” (Мал.2:6). Аарон умер, согласно книге “Седер Олам Рабба” первого Ава (Ав - пятый месяц еврейского календаря, соответствующий июлю-августу). Облачный столп, который шёл перед евреями, указывая им путь в пустыне, исчез после смерти Аарона. Видимое противоречие между Книгой Чисел и Второзаконием касательно смерти Аарона раввины устраняют следующим рассуждением: Аарон умер на горе Ор, но евреи не могли его оплакать, ибо были побеждены царём Арада, и только бежав от неприятеля в Мозер, расположенный в семи днях пути от Ора они устроили погребальный плач по Аарону. А потому и повелось утверждение: “Аарон умер в Мозере”.
Другие раввинистические предания о жизни Аарона
Раввины много писали о братских чувствах, которые связывали Моисея и Аарона. Когда Моисей был назначен Богом вождём евреев, а Аарон - первосвященником, то ни один из них не испытывал ревности или зависти, но каждый из них радовался величию другого. Когда Моисей в первый раз отказался идти к фараону, он сказал, согласно Книге Исход: “пошли другого, кого можешь послать” (Исх. 4:13). Далее, согласно библейскому рассказу: “И возгорелся гнев Господень на Моисея, и Он сказал: разве нет у тебя Аарона брата, Левитянина? Я знаю, что он может говорить, и вот, он выйдет навстречу тебе, и, увидев тебя, возрадуется в сердце своем; ты будешь ему говорить и влагать слова в уста его, а Я буду при устах твоих и при устах его и буду учить вас, что вам делать” (Исх. 3:14-15). Сердце Аарона, согласно Шимону бар Йохаю (II в. н.э.), преисполнилось радости из-за того, что брат его приобретёт бóльшую славу, чем он сам, а грудь его будет украшена “уримом и тумимом, которые теперь были “ у сердца Ааронова, когда будет он входить [во святилище] пред лице Господне” (Исх. 28:30) Когда Моисей и Аарон встретились после бегства Моисея в Мадиан, то были безмерно рады и поцеловали друг друга как истинные братья (Исх. 4:27), ср. Песн. Песн. 8 “О, если бы ты был мне брат, сосавший груди матери моей! тогда я, встретив тебя на улице, целовала бы тебя” и Пс. 132 “Как хорошо и как приятно жить братьям вместе!” Косвенное упоминание Моисея и Аарона можно найти и в другом месте Псалтыри: “Милость и истина сретятся, правда и мир облобызаются” (Пс. 84:11), потому что Моисей был воплощением справедливости (Втор. 33:21), а Аарон - мира (Мал.2:6). Аналогично милость воплотилась в Аароне (Втор.33:8) и истина - в Моисее (Числ.12:7).
Когда Моисей возливал елей на голову Аарона, Аарон скромно уклонился и сказал “Кто знает, не лишён ли я пороков, чтобы быть мне первосвященником”. Тогда Шехина (Слава Божия) сказала: “Вижу драгоценную мазь на голове Аарона, что стекает с бороды его и даже с полов одежды его, а потому чист Аарон как роса Ермонская”.

От Маахи, дочери Фалмая, царя гессурского.

Первенец Давида Амнон полюбил Фамарь, сестру своего сводного брата Авессалома. Страсть полностью завладела Амноном. Хитростью, сказавшись больным, он заманил девушку к себе в дом. «И когда она поставила пред ним {кушанье}, чтоб он ел, то он схватил ее, и сказал ей: иди, ложись со мною, сестра моя. Но она сказала: нет, брат мой, не бесчести меня, ибо не делается так в Израиле; не делай этого безумия. И я, куда пойду я с моим бесчестием? И ты, ты будешь одним из безумных в Израиле. Ты поговори с царем; он не откажет отдать меня тебе. Но он не хотел слушать слов ее, и преодолел ее, и изнасиловал ее, и лежал с нею. Потом возненавидел ее Амнон величайшею ненавистью, так что ненависть, какою он возненавидел ее, была сильнее любви, какую имел к ней; и сказал ей Амнон: встань, уйди. И Фамарь сказала ему: нет, брат; прогнать меня - это зло больше первого, которое ты сделал со мною. Но он не хотел слушать ее. И позвал отрока своего, который служил ему, и сказал: прогони эту от меня вон и запри дверь за нею. На ней была разноцветная одежда, ибо такие верхние одежды носили царские дочери-девицы. И вывел ее слуга вон и запер за нею дверь. И посыпала Фамарь пеплом голову свою, и разодрала разноцветную одежду, которую имела на себе, и положила руки свои на голову свою, и так шла и вопила» (2 Цар 13:11–19).

За бесчестье сестры Авессалом убил Амнона и, спасаясь от гнева отца, бежал к своему деду в Гессур. Давид тяжело переживал смерть первенца, но и сильно тосковал по Авессалому. Благодаря посредничеству его племянника и вое-начальника Иоава, между отцом и сыном состоялось примирение, однако неполное. Давид разрешил Авессалому вернуться в Иерусалим, но не разрешил показываться себе на глаза.

Со временем Давид смягчился, но было уже поздно. За несколько лет жизни в Иерусалиме Авессалом успел «вкрасться в сердце» многих израильтян. Он собрал войско и занял Иерусалим, а Давид бежал. Однако в сражении в Ефремовом лесу войско Давида одержало победу. Царь приказал не трогать самого Авессалома, но Иоав умертвил его. Давид горько оплакивал сына: «Сын мой Авессалом! сын мой, сын мой Авессалом! о, кто дал бы мне умереть вместо тебя, Авессалом, сын мой, сын мой!» (2 Цар 18:33).

Фраз.: «посыпать главу пеплом» - знак скорби, отчаяния, признания своей виновности и раскаяния; нередко употребляется в шутливом контексте в связи с мелкими житейскими неудачами и незначительными провинностями.

Лит.: У. Фолкнер, роман «Авессалом, Авессалом!»

Цит.: Р. Олдинтон, «Смерть героя». «Насилие и убийство неминуемо порождают новые насилия и убийства. Разве не этому учат нас великие греческие трагедии? Кровь за кровь. Прекрасно, теперь мы знаем что к чему. Убивать ли в одиночку или скопом, в интересах одного человека, разбойничьей шайки или государства, - какая разница? Убийство есть убийство. Поощряя его, вы насилуете человеческую природу. А миллион убийц, которых подстрекают, восхваляют, которыми восхищаются, навлечет на вас разгневанные легионы грозных Эвменид. И те, кто уцелеет, будут горько расплачиваться до самой смерти за непростимую свою вину. Все это неважно? Вы намерены гнуть свое? Надо плодить еще детей, они скоро восполнят потери? Так получите еще одну славную, веселую войну, и чем скорей, тем лучше...

О Авессалом, сын мой Авессалом! Благодарение богу, у меня нет сына. О Авессалом мой, Авессалом, сын мой!»

Изобр.: Г. Доре, «Смерть Авессалома», 1864 - 1866. Ю. Карольсфельд, «Гибель Авессалома», 1850-е.

error: