Почему евреи исповедуют иудаизм, а не христианство? Почему евреи не признают Иисуса мессией? Почему евреи не признают иисуса

Иудаизм предъявляет четкие требования к кандидату в мессии. Иисус таким требованиям не соответствовал. Попытки христианских богословов трактовать ТАНАХ, выискивая там пророчества об основателе их религии являются крайне тенденциозными.

С точки зрения еврейской традиции, Мессии предстоит выполнить очень важную задачу: привести мир к пониманию Б-га, установить на земле мир, справедливость и всеобщую гармонию. Поскольку исторический персонаж по имени Иисус с этой миссией не справился, ранние христиане кардинально изменили саму концепцию религиозного спасения. В результате, христианство трансформировалось из еврейской мессианской секты, одной из многих на пестрой теологической палитре Ближнего Востока, в отдельную религию, совершенно чуждую фундаментальным концепциям иудаизма .

Вера в приход Мессии всегда была важной составной частью иудейской доктрины. Еврейский законоучитель Маймонид (Рамбам) включил эту веру в число тринадцати основных принципов иудаизма. О Мессии и его эпохе много писали мудрецы и раввины разных эпох.

Еврейская история знает немало случаев появления лжемессий. Самым известным из них был, пожалуй, Иисус, сторонники которого дали ему имя Христос, погречески «помазанник», «мессия», искаженное ивритское слово Машиах. Другими словами, имя Христос — всего лишь лингвистическая калька (семантическое заимствование) от еврейского Машиах.

Христиане утверждают, будто Иисус был еврейским Машиахом. Однако у евреев совершенно иное представление о Машиахе. Посмотрим, в чем состоят главные различия.

Еврейский Машиах

Концепция Машиаха подробно разработана еврейскими пророками. Речь идет о еврейском лидере, обладающем исключительной мудростью, твердостью и силой духа. Именно он принесет полное — физическое и духовное — избавление еврейскому народу. Кроме того, на него возложена обязанность установить на всей земле вечный мир, любовь, процветание и нравственное совершенство.

Еврейский Машиах — обычный человек из плоти и крови, рожденный от обычных людей.

Как сказал пророк Йешаяу (11:2), Машиаху присущ «дух мудрости и разумения, дух совета и силы, дух знания и трепета перед Ашемом». Машиах обладает развитым чувством справедливости или, по образному выражению Талмуда (трактат Санхедрин 936), он «обоняет и судит». Другими словами, он способен инстинктивно понять, виновен подсудимый или нет.

Тем не менее, Машиах — это в первую очередь миротворец. Поэтому наши мудрецы учат (Дерех Эрец Зута 1): Когда Машиах явится к Израилю, он будет открывать свои уста только ради мира. Ибо сказано (Йешаяу 52:7): «Как прекрасны на горах ноги вестника, возвещающего мир».

Первая задача Машиаха состоит в том, чтобы освободить Израиль от преследований и положить конец рассеянию. Одновременно он избавит весь мир от гнета зла. Его усилиями будут уничтожены страдания, все формы безбожия и угнетения. Человечество достигнет вершины нравственного совершенства; все грехи против Б-га и в отношениях между людьми будут раз и навсегда истреблены. В эпоху Машиаха прекратятся войны, вражда и ненависть между народами.

Самое главное, еврейский Машиах приведет к Б-гу все народы земли. Эта мысль убедительно выражена в молитве Алейну, которой завершаются все три ежедневные молитвы — шахрит, минха и маарив: «Пусть исправится мир под властью Б-га. Тогда все сыны человеческие станут взывать к Твоему Имени и все грешники земли вернутся к Тебе. Признают и поймут все жители земли, что перед Тобой следует преклонять колени, лишь Твоим Именем следует клясться… И все они подчинятся Твоей Царской власти».

Такая же мысль звучит и в молитве Амида, которую читают в Рош-Ашана и Йом-Кипур: «Пусть все творения склонятся перед Тобой. Пусть они объединятся в единое общество, чтобы исполнять Твою волю с полным желанием».

Таким образом, еврейский Машиах призван усовершенствовать мир. Он освободит людей от рабства, угнетения и творимого ими зла. В мире наступит доселе неслыханное материальное процветание. Человек словно вернется в райский сад, чтобы безмятежно наслаждаться плодами земли без изнурительного труда.

В эпоху Машиаха еврейский народ будет свободно жить на своей земле. Произойдет «собирание рассеянных», и евреи вернутся в страну Израиля. Все эти события побудят другие народы признать Б-га Израиля и Его учение, заключенное в Торе. Поэтому Машиах станет царем не только над евреями, но и, в некотором роде, правителем всех наций. Ведь спасение может исходить только от Б-га, а Машиах всего лишь орудие в Его руках. Машиах — человек из плоти и крови, как все смертные. При этом он лучший представитель человечества, обладающий уникальными качествами, недостижимыми для остальных людей. Но ничего сверхъестественного в нем нет. Поднявшись на высшую ступень совершенства, Машиах останется тем не менее человеком. Поэтому можно утверждать, что царство еврейского Машиаха «от мира сего».

Иудаизм — религия, основанная на служении одного народа Единому Б-гу. Евреи становятся как бы «проводниками», несущими свет Б-жественной правды остальным народам. Поэтому спасение Израиля должно предшествовать духовному подъему остального человечества. Прежде чем освободить весь мир, Б-г вначале позаботится о Своем угнетенном, страдающем от изгнания и преследований народе, вернет евреев на их землю и восстановит их особый статус.

Однако эта миссия не ограничивается Израилем. Избавление еврейства тесно связано с эмансипацией всего человечества и уничтожением зла и тирании. Таков первый шаг на пути возвращения человека к Б-гу. В эпоху Машиаха все люди объединятся «в единое общество», чтобы исполнить Б-жественный замысел и установить «Царство Всевышнего».

Хотя Машиах занимает важное место в этом царстве, главная фигура в нем не он, а Сам Б-г.

Такова вкратце концепция еврейского Машиаха.

Христианский Мессия

У христиан главное действующее лицо — их Мессия. Само название этой религии свидетельствует о полной ориентации ее последователей на личность Мессии. Как уже говорилось, имя Христос имеет греческое происхождение и соответствует ивритскому Машиах. Таким образом, христиане ставят Мессию во главу своей религиозной доктрины.

Первое главное расхождение между евреями и ранними христианами наблюдалось в хронологии самого прихода Мессии: христиане считали, что он уже пришел, а евреи до сих пор ждут его. Именно с этого вопроса начался раскол между двумя религиями.

Евреи не признают христианского Спасителя хотя бы потому, что его миссия закончилась неудачей. Ведь Тора учит, что Мессия принесет Израилю — в первую очередь — политическое освобождение, но Иисус не сумел выполнить эту задачу. Наоборот, согласно Евангелиям, его самого изловили как заурядного бунтовщика, избили плетьми, публично унизили и казнили позорной казнью.

Как примирить эту бесславную карьеру с блестящим образом Машиаха, предстающим перед нами в откровениях израильских пророков? Стремясь решить эту теологическую дилемму и оправдать своего Христаспасителя, ранние христиане радикально изменили всю концепцию. Их новые мессианские идеи получили развитие в писаниях Иоанна и особенно в так называемых Посланиях Павла.

Когда читаешь труды этих апостолов, невольно еледишь за постепенным изменением мессианской доктрины. Еврейский Машиах превращается в христианского Мессию. Этапы трансформации выстраиваются в логическую цепочку:

1. Иисус не сумел принести евреям политическую свободу; поэтому ранние христиане избавили его от этой задачи. Само понятие освобождения приобрело в их устах новое значение. Они стали говорить, что главная цель Мессии заключалась в избавлении людей не от политического гнета, а лишь от духовного зла.

2. Миссия Иисуса была не только пересмотрена, но и заметно расширена. Ведь политическое угнетение — узкоспецифическая проблема евреев, а духовное зло распространено по всему миру. Поэтому ранние христиане стали учить, что Иисус пришел, чтобы спасти все человечество. Они отвергли первоначальное положение о том, что вначале он должен освободить евреев и их страну, а лишь затем принести избавление остальному миру. В результате, функции Мессии расширились до универсальных масштабов, но лишь в духовной плоскости. Царство Иисуса стало «не от мира сего».

3. Римские власти высекли Иисуса и подвергли публичному унижению, как рядового бунтовщика. Но его последователи считают, что он не заслужил такого обращения, поскольку проповедовал доброту и покаяние. Перед ними встал очень трудный и важный вопрос: если Иисус был истинным Мессией, то почему Б-г допустил такое ужасное обращение с ним и обрек его на столь тяжкие страдания? Почему его подвергли распятию, самой мучительной и позорной казни того времени? Отчего Б-г не пришел ему на помощь?

Ответ возможен лишь один: все, что случилось с Иисусом — наказание плетьми, публичное унижение и, наконец, само распятие, было угодно небесам. Но раз Иисус не грешил, то какова цель его страданий и смерти? Задавшись этим вопросом, ранние христиане придумали хитрое и неотразимое решение: их Спаситель страдал и умер из-за грехов всего человечества.

И все же сомнения не были до конца устранены. Разве прежде не существовали страдания и смерть? Почему самого Христа обрекли на этот скорбный путь? За какой страшный грех его казнили на кресте?

Ранние христиане нашли выход и из этого положения: Иисусу пришлось искупить первородный грех Адама, унаследованный всеми жившими на земле людьми, потомками первого человека. Одних хороших поступков и даже «рядовых» страданий для такого искупления оказалось недостаточно. Потребовалась мученическая смерть Иисуса.

Поэтому христианский Мессия сознательно принял позорную и мучительную казнь, избавив тем самым человечество от наказания за первородный грех. Кровь Христа смыла с каждого из нас зло, грехи, страдания, смерть и освободила от власти Дьявола.

Доказательство этому утверждению христиане находят в 53-й главе книги пророка Йешаяу, где говорится о всеми презираемом и страдающем слуге Б-га, на «которого Ашем возложил грех всех нас». В действительности речь идет об Израиле, преследуемом народе. Но христианские богословы без обиняков заявили, что это Иисус!

4. И все же многие не понимали, как мог Спаситель так бесславно закончить свою карьеру, приняв столь позорную смерть. Пришлось добавить к его жизнеописанию оптимистичный финал, материалом для которого стала традиционная вера евреев в воскрешение из мертвых. Ранние христиане утверждали, будто Иисус воскрес после казни, чего прежде не было ни с одним человеком. Поэтому, говорят они, наш Спаситель не был простым смертным.

5. Сторонники Иисуса не могли примириться с тем, что страдания и смерть были навязаны их Мессии самим Всевышним. Поэтому они заявили, что желания Мессии, включая распятие на кресте, целиком совпали с волей Бога. Но какой смертный решился бы пойти на такие ужасные страдания? — Иисус не был простым смертным, отвечали ранние христиане. Раз его воля столь точно отражала божественную волю, значит, у него была особая связь с Творцом.

6. При жизни Иисус часто называл Бога «Отец мой небесный». Евреи воспринимают это выражение как заурядную поэтическую метафору и традиционно пользуются ею в молитвах. Однако в устах язычников-неевреев оно приобрело буквальное значение. В легендах древних греков тоже фигурировали люди, якобы рожденные от связи богов с земными женщинами. Божественное происхождение приписывали и некоторым известным личностям, таким, как Платон, Пифагор, Александр Македонский. Чем Иисус хуже них? Разве он не достоин иметь неземного отца? В результате поэтическое выражение «Отец мой небесный» получило буквальное толкование: у Иисуса, оказывается, была непосредственная генетическая связь с Богом. Так родилась легенда, что Иисус — «сын божий», зачатый девой Марией от Святого духа. Божественное происхождение избавляло христианского Спасителя от грехов и даже смерти.

Поэтому смерть Иисуса носила лишь временный характер. У нее была одна единственная цель — искупить грехопадение Адама. Христиане утверждали, что сразу после распятия Иисус воскрес для вечной жизни и отправился на небо. Там он сидит «по правую руку от Бога», выше ангелов.

Сделав первый шаг на пути к обожествлению Иисуса, неофиты-язычники пошли дальше. В Евангелии от Иоанна (10:30) Иисусу приписывается утверждение: «Я и Отец — одно целое». Ему же принадлежит формула «Отец, Сын и Святой дух» (Матфей 28:19). Новообращенным христианам из числа неевреев было нетрудно уравнять все три ипостаси и признать в «Сыне» самого Иисуса.

Таким образом, Иисус превратился в бого-человека, существо двойственного типа — Бог и человек в одном лице, а дева Мария получила от христиан почетный титул «богоматери».

7. Поскольку Иисус не сумел исполнить многие мессианские пророчества, ранние христиане обещали его «второе пришествие» на землю. И тогда наступит День суда, а именно: Иисус займет свое место «по правую руку от Отца» и устроит персональный суд над всеми когда-либо жившими людьми. Те, кто верил в «спасителя», удостоятся благоприятного приговора и спасения; отрицавшие его получат вечное проклятие и отправятся в ад.

По завершении этого суда дьявол будет окончательно разгромлен. Зло прекратится, грехи сгинут, смерть истребится, силы мрака капитулируют, и на земле установится «царство небесное».

8. А пока не настал этот светлый день, христиане адресуют все молитвы Иисусу, завершая их традиционной формулой «во имя Иисуса Христа, Господа нашего». Они видят в нем прямого посредника между Богом и человеком.

Вот какой трансформации подверглась еврейская концепция Машиаха в трактовке ранних христиан. Мессия перестал быть обычным человеком, ограниченным рамками морали. Христианство учит, что человек не способен искупить собственные грехи, и поэтому Самому Богу, облеченному в плоть Мессии, пришлось пожертвовать Собой, пролить Свою кровь ради спасения человечества. Кроме того, поскольку Иисус не выполнил важнейшие мессианские пророчества, первые христиане принялись ждать его «второго пришествия» для завершения начатой миссии.

Вначале предполагалось, что упомянутое «второе пришествие» не заставит себя долго ждать. Ранние приверженцы Иисуса молились о его скором возвращении, при их жизни. Но молитвы, как видно, не были услышаны, и сроки «второго пришествия» были отодвинуты на тысячу лет после смерти Мессии. Минуло и это «тысячелетнее царство», а Иисус все не возвращался. Тогда его окончательный приход был перенесен на неопределенный срок.

Таким образом, мы видим, что христианам пришлось радикально изменить всю еврейскую концепцию Машиаха, чтобы объяснить неудачу Иисуса. Кроме того, распространению нового христианского мессианизма, совершенно чуждого иудаизму, способствовало языческое влияние на доктрину ранней церкви.

Отношение евреев к христианскому мессианизму

Теперь нетрудно объяснить, почему евреи решительно отвергли притязания христиан.

Во-первых, у евреев существовала традиция, прекрасно разработанная древними пророчествами, что Машиах призван совершить радикальные изменения на земле. «Духовное царство» христиан ни в коей мере не соответствовало этим пророчествам. Обещание «второго пришествия» также не удовлетворило евреев, поскольку в библейской литературе отсутствовали указания на такую возможность.

Поэтому у евреев не было абсолютно никаких оснований поверить, что Иисус — это Машиах. Наоборот, его неудача лишь усилила их скептицизм.

Кроме того, само логическое обоснование веры в Христа подрывало многие основополагающие принципы еврейской религии, включая важнейший догмат о единстве Б-га. Даже если бы свидетельство о мессианизме Иисуса носило более конкретный и обоснованный характер, все равно логические выводы нового учения пришлось бы решительно отвергнуть.

Ранние христиане искали доказательства своей правоты в еврейских священных книгах. Они прошлись с лупой по всей Библии, высматривая в ней малейшие намеки на правоту своего утверждения о том, что Иисус был настоящим Мессией и что вся логическая структура их учения соответствует древним принципам иудаизма. Во многих случаях они ограничивались тем, что изымали отдельные фразы из контекста, делали подмены в тексте и даже прибегали к искаженному переводу, лишь бы убедить людей в своей правоте. Теперь даже многие христианские исследователи Библии признали несостоятельность почти всех «доказательств» такого рода. Некоторые из подобных опровержений можно ветретить в комментариях к современным изданиям христианской Библии.

Кроме того, ранняя церковь объявила себя и своих последователей «Новым Израилем», утверждая, будто Б-г полностью отверг евреев и будто иудаизм изжил себя без всякой надежды на дальнейшее развитие и конечный успех.

Евреи опровергали этот довод не столько полемикой, сколько дальнейшим развитием своего духовного наследия. Характерно, что именно в раннюю христианскую эпоху появилась сокровищница талмудической литературы. Это был лучший ответ на все обвинения и мрачные предсказания бесславного конца еврейской нации.

Вопреки всему, иудаизм продолжал жить и бурно развиваться. Несмотря на рост популярности христианства, евреи обнаружили, что могут существовать и духовно процветать без уступки христианской доктрине. Они верят, что Машиах придет в свое время, откроет истину и тем самым докажет правоту евреев перед всем миром.

Поделитесь этой страницей со своими друзьями и близкими:

ВКонтакте

Анатолий Ермохин
Директор фонда "Эвен-Эзер" в Уральском регионе, магистр богословия.


Откровенно о вожделенном, но несбыточном...

… или почему евреи так и не уверуют в Иисуса

Пожалуй, это будет самый откровенный мой разговор, на страницах нашего портала. Излишнюю откровенность надеюсь компенсировать предельной искренностью.

Всех христиан до Второго Ватиканского собора и почти всех в новейшей истории объединяет одна вещь. Причем, эта вещь присуща как радикальным, так и более либеральным христианам, как анти-иудейски настроенных, так и про-сионистски. Об этом можно прочитать у Аврелия Августина, об этом пишут и современные мэтры христианско-иудейского диалога. Все мы верим, что рано или поздно все евреи уверуют во Христа и присоединятся к Церкви. А я вот сомневаюсь! Точнее, считаю иначе: думаю, что весь Израиль никогда не станет Церковью. На то я вижу целый ряд аргументов, красная нить которых - это пять, по-человечески непреодолимых преград между еврейским народом и Иисус Христом.

Прежде всего, хочу сказать пару слов по поводу используемого новозаветного (я бы даже сказал христианского) термина «уверовать». Сам этот термин является для нас ключевым, т.к. присутствует в сотериологической (спасительной) формуле - «сердцем веровать и устами исповедовать» (Рим.10:9-10). С другой стороны, вера - это «…уверенность в невидимом» (Евр.11:1). Т.е. в христианском понимании, условия спасения - это вера в невидимого Иисуса, как в личного Господа!

Вторым отправным аспектом является понимание того, кого, согласно указаний Торы, следует считать евреем. Это также надо принять во внимание. Ответ на этот вопрос тесно переплетен с интерпретацией термина «остаток Израиля»; это большой и интересный вопрос, но оставим его до следующего раза. Возвращаясь же к тексту Торы, нам следует в больше степени под Израилем понимать иудеев, т.е. ассимилированных евреев сложно считать частью еврейского народа; десятки раз в Торе мы читаем ужасающую формулировку: «[да] истребится та душа из народа своего». По этой-то причине, многие современные евреи рассеяния по решению раввинистического суда вынуждены проходить обряд гиюр; по сходным причинам иудеи не сообщались с самарянами. Иными словами, под евреями в нашем разговоре мы будем понимать неассимилированных евреев, иудеев, что точнее соответствует библейским указаниям.

1. Итак, первая преграда - культурологическая. Нужно понимать, что основное, благодаря чему евреи сохранились в рассеянии как нация и не утеряли на протяжении многих столетий своей веры, было их твердое следование религиозной культуре и религиозным традициям. Чтобы лучше понять, вспомните реакцию русского человека, на волне пробуждения 90-х попавшего на евангельское собрание. Первое, что такой человек чувствовал - это культурный шок: «Петь Богу под гитару нельзя! Это не по нашему, не по православному! Не по-русски это! А где иконы, где попы? А, что, за жвачку продались в американскую веру!» Причем, этот русско-советский гражданин совершенно не обязательно должен был быть воцерковленным православным верующим. И ведь далеко не всем удалось преодолеть этот культурный барьер. У евреев же приверженность их культуре и традициям намного глубже, а значит и культурологический барьер несравнимо выше, а значит, и преодолеть его значительно сложнее.

2. Вторая преграда между евреями и Христом - историческая. Процентов так на 80-90% история взаимоотношений между Израилем и Церковью, между евреями и христианами носит антииудейский, а порой и откровенно антисемитский характер. По причинам, указанным в первом пункте, евреи хорошо помнят историю своих предшественников, и, в отличие от нас, прекрасно знают историю гонений и преследований со стороны христианского мира. Еще совсем недавно христиане воспринимались иудеями как враг номер один. И ничего в это удивительного. Если бы нас, наших дедов и прадедов в течение многих и многих поколений притесняли, громили и убивали кто-либо, то эти кто-либо и нами воспринимались бы как враги. И если бы эти кто-то действовали с Именем Христа, то не думаю, что мы бы сейчас сидели и читали эти строки по причине нашей отчужденности от ненавистного нам христианского общества. Такие отношения впитываются и воспитываются с молоком матери, и искоренить их, заместить их - это долг не одного поколения христиан. Об этом я подробнее писал в предыдущей заметке.


3. Третья, еще более труднопреодолимая преграда - религиозная. В Послании к Ефесянам 2:12 апостол Павел замечает про нас, что мы были язычниками, отдаленными от Христа, отчужденными от общества Израильского… и самое главное, были безбожниками в мире. Что это значит, безбожники? Это значит, что в нас не было Бога! Другими словами, внутри у нас не было ничего достойного, что могло бы «конкурировать» с Благой Вестью (простите мне мою вольную терминологию). Позвольте задать вопрос: кому нам легче благовествовать: убежденному мусульманину или атеисту, буддистскому монаху или соседу-алкоголику? У иудеев в душе не пусто, у них твердая и истинная вера в живого Бога, которую дал им Сам Бог, через Свое Святое Слово, и которую они ценой огромной крови хранили через века и тысячелетия.

4. Четвертая причина - христологическая. Ах, если бы вопрос стоял только в том, чтобы признать в Иисусе такого Мессию, которого они ожидают, которого они находят в текстах Ветхого Завета. Все в несколько раз усложняют вопросы, относящиеся в церковном богословии к христологии. Я сейчас не говорю, что христологические взгляды христианства не верны. Нет. Я говорю, что понимание троичности Бога и единосущности Мессии (Бога-Сына) Отцу даже нам, христианам, вчера еще бывшим как чистый лист, не просто дается; зачастую мы действуем в соответствии с классическим высказыванием - Credo quia absurdum! Верую, ибо абсурдно! Что уж говорить про иудеев, которые ежедневно декларируют единство Бога в своей самой великой молитве «Шма Исраэль»! Для них эти вопросы просто по-человечески просто непостижимы, да и недопустимы!


5. И последний вопрос, также сложный для понимания евреев - это мессианская преграда. Для иудеев, которые в основном представляют собой наследников раввинистическо-талмудического иудаизма (а те в свою очередь - наследников фарисейского учения), со всей очевидностью явствует, что Иисус не исполнил значительной части важных пророчеств Ветхого Завета. А именно, Он не установил предреченного царства Израильского. Им сложно увидеть и признать в Иисусе Мессию, ибо Он не принес обещанного освобождения еврейскому народу и не установил благоденствия по всей Земле. У нас, христиан, есть все разрешающая и гармонизирующая оговорка - «пока». Как я уже указывал в своих статьях по Кумранскому наследию, об этом «пока» догадывались и члены общины Мертвого моря. Однако для представлений современных иудеев это «пока» не работает, т.к. Мессия в их понимании, должен сесть на трон Давида и царство Его должно быть вечным.

Исходя в основном из этих обозначенных мной причин, я предполагаю, что массового уверования евреев (иудеев), которое мы все так вожделеем с Августиновых времен, не произойдет. И как бы нам не хотелось, но статистика лишь подтверждает эти выводы: почти нет и не было добровольно уверовавших во Христа, как Господа, евреев харидимного (ортодоксального) мира. Если и возможно их уверование во Христа в период до Его второго пришествия, то только чудесным образом, причем не менее сверхъестественным, чем уверование самого ап. Павла через личное явление ему Христа и прямое пророчество, связанное с наступившей у него слепотой. Хотя ап. Павел прекрасно знал учение первых иудеев-христиан, лично присутствовал при предсмертной проповеди Стефана, но этоне убеждало его в верности учения первых последователей Иисуса.

А как же нам относиться к словам апостола Павла, в которых он цитирует пророка Исайю: «и так весь Израиль спасется, как написано: придет от Сиона Избавитель, и отвратит нечестие от Иакова». (Рим.11:26). (Отметим здесь еще более точный перевод пророчества Исайи: «И придет избавитель для Цийона и для отвратившихся от нечестия в Йаакове - слово Господа!» (Ис.59:20). Мне кажется, я уже довольно много раз указывал на то, что Мессия придет на Землю для Сиона и для Иакова тогда, когда Церковь уже будет взята от Земли (см. 1-е Фес.4:16-17). Согласно же пророчеству Захарии, только в этот момент откроются их глаза и они воззрят на пронзенного и возрыдают (см. Зах.10). Это будет их принятие Мессии и принятие их Мессией; как указывает нам ап. Павел; Бог снимет с них грехи их (см. Рим.11). Такое принятие в своем роде не что иное как спасение, и спасение Мессией Иисусом. Однако это не совсем то, что мы ожидаем, и это не совсем то "классическое спасение", которое мы, уверовавшие в невидимого Господа язычники, привыкли исповедовать.

При таком понимании части эсхатологических событий, многое становится более согласованным: еврейский народ встречается с Мессией на Земле и остается Израилем на весь Мессианский период (1000 лет); в это время Церковь остается Церковью из эллинов и части иудеев «царствовать со Христом». При этом на Новом Иерусалиме на века-веков останутся отдельно имена великих апостолов Церкви и имена 12-ти колен Израилевых. Жители же Нового Иерусалима будут называться уже просто - «рабы Бога» (Откр.22:3). Как мы видим, поглощения, и уж тем более вытеснения одним другого не происходит.

Все это меня в очередной раз убеждает в том, что у нас нет достаточных оснований ожидать массового уверования евреев-иудеев во Христа вплоть до Его второго пришествия. По-другому и быть не может, иначе многие слова и обетования Писания просто не будут исполнены!

Почему Иисуса не признали Иудеи?

Как уже было отмечено выше, Иисус именовал Себя Христом, что означает Мессия. Все иудеи (израильтяне) ожидали Христа (Мессию) и до сих пор ждут, ведь о Нем имеется много предсказаний в Священном Писании. Данная глава намеренно озаглавлена таким образом, чтобы акцентировать внимание на распространенном сегодня заблуждении. Никоим образом нельзя утверждать, что Христа в Иисусе не признали абсолютно все иудеи. Напротив, Новый Завет показывает, что многие израильтяне увидели в Иисусе долгожданного Христа – Мессию. Все 12 апостолов Иисуса были иудеями. Их учениками, то есть христианами, стали тысячи иудеев, включая даже израильских священников 1 . Но преобладающее большинство израильтян отказались поверить в то, что сын плотника из Назарета и есть тот Христос, о пришествии которого предвозвещали пророки. Многие иудеи думали, что Мессия освободит их от римского ига, под которым находилась в то время Иудея, что под его предводительством они снова станут процветающей державой. Другие же израильтяне верили своим духовным наставникам – фарисеям, саддукеям и книжникам, которые из других соображений не желали увидеть в Иисусе Мессию. Ведь тогда им пришлось бы признать, что они жили неправедно и учили народ неверно, в чем и обличал их Иисус. А признав свою неправоту, они могли лишиться всего, что имели, – благодарных последователей, материального положения и уважения в обществе. Поэтому большинство духовных наставников Израиля (но, повторяю, не все) убеждали свою паству в том, что Иисус из Назарета – это не Христос.

До сих пор некоторые израильтяне принимают Иисуса за Христа, но большинство продолжают ожидать «своего» Христа, не желая сопоставить предсказания о Мессии с жизнью и смертью Иисуса. Порой и сами христиане мешают иудеям поверить в Иисуса, так как стремятся отмежеваться от них или, того хуже, притеснять, считая их всех виновниками в смерти Христа. Хотя в распятии принимали участие далеко не все иудеи, а лишь часть тех, кто находился в тот день в Иерусалиме. При этом Иисус Сам говорил, что они «не знают, что делают» 2 , так как народ был введен в заблуждение религиозными лидерами.

Есть и другие причины, по которым простым иудеям сложно поверить в Иисуса как в Мессию: многие духовные лидеры им строжайше запрещают читать Новый Завет, слушать проповеди христиан, а также высчитывать дату прихода и смерти Христа, о которой предвозвещал пророк Даниил (9 глава книги пророка Даниила).

Иудеи, которые все еще ждут другого Христа, Священным Писанием считают только книги Библии, называемые христианами Ветхим Заветом. Давайте вместе посмотрим на тексты Ветхого Завета и Нового Завета, которые доказывают нам, что Иисус из Назарета и есть Христос (сами стихи не приводятся в связи с ограниченным объемом книги, но читатель может самостоятельно их проверить).

Текст
Ветхого Завета

Предсказание

Исполнение: текст Нового Завета

Иисус родился от Девы

Ев. от Матфея 1:18

Иеремия 23:5; Исаия 9:6,7

Он был из рода царя Давида

Ев. от Матфея 1:6; Ев. от Луки 3:31

Родился в Вифлееме

Ев. от Матфея 2:1,6

Даниил 9:24-27

Предсказаны годы начала служения Христа и Его смерти

Ев. от Луки 3:1, 21-23

Захария 9:9

Торжественный въезд в Иерусалим на ослице и молодом осле

Ев. от Матфея 21:7

Захария 11:12

Иуда получил 30 серебреников, предав Иисуса

Ев. от Матфея 26:15

Захария 11:13

Деньги за предательство были отданы горшечнику

Ев. от Матфея 27:7,10

Перед казнью Иисус был безгласен, не защищался, а добровольно и смиренно шел на смерть

Ев. от Иоанна 10:18; Ев. от Марка 15:4, 5

Исаия 53:12

Он был приравнен к злодеям

Ев. от Матфея 27:38

Псалом 21:17

Его распяли

Ев. от Иоанна 19:18

Захария 12:10

На кресте тело Иисуса пронзили

Ев. от Иоанна 19:34, 37

Псалом 33:21

Кости Его не были сокрушены

Ев. от Иоанна 19:33, 36

Псалом 21:19

Об одежде Его бросали жребий

Ев. от Иоанна 19:24

Иисуса положили в гроб богатого

Ев. от Матфея 27:58-60

Псалом 15:10

Христос воскрес из мертвых

Ев. от Луки 24:6; Деяния 2:31

Здесь приведены далеко не все места из Священного Писания о Мессии – Христе. Но и этих текстов достаточно, чтобы признать, что Иисус и есть Христос. Сделаны эти предсказания были за столетия до событий, описанных в Евангелие. Разве может быть столько совпадений?! Согласно теории вероятности два предсказания могут указать на одного человека в исключительном случае! А здесь мы видим большое их количество!

Кроме того Иисус сотворил множество чудес (ходил по воде, умножал хлеб, управлял природой, исцелял неизлечимо больных, воскрешал мертвых…), так что израильтяне, уверовавшие в Него, говорили: «Когда придет Христос, неужели сотворит больше знамений, нежели сколько Сей сотворил 3 .

1 Библия, Новый Завет, Деяния апостолов, 6:7; 21:20
2 Библия, Новый завет, Евангелие от Луки, 23:34
3 Библия, Новый Завет, Евангелие от Иоанна, 7:31

ПОЧЕМУ ИУДЕИ НЕ ПРИЗНАЮТ ИИСУСА МЕССИЕЙ?
ОТВЕЧАЮТ 25 РАВВИНА И ТЕОЛОГИ (в хронологическом порядке).

(Знания против клеветы антисемитов. Все цитируемые книги имеются в интернете)

МНЕНИЕ И АРГУМЕНТАЦИЯ ИУДЕЕВ (в хронологическом порядке):
(Мнение и аргументация христиан изложены в конце).
=============================================================================

V век н. э.
«Мессию, которого мы ждем, можно будет распознать по известным признакам: "Бить будет Мессия страну бичом речей своих, и духом уст своих умертвит злодея. Не будут делать зла, ибо полна будет земля знанием Бога, как полно море водами" Исайя 11.4. Ничего подобного нельзя сказать о Иисусе».

1. Толедот Йешу (Жизнь Иисуса). V век. Пер. с иврита на русский. Иерусалим. 1985 г (История о повешенном или история Йешу из Нацрата, глава 5.)


1172 г
«Возникла другая новая секта (христианство), которая с особым рвением отравляет нам жизнь обоими способами сразу: и насилием, и мечом, и наветами, ложными доводами и толкованиями, утверждениями о наличии (несуществующих) противоречий в нашей Торе. Человек, из нечестивцев нашего народа и вероотступников (Иисус), попытался унизить и опровергнуть Тору, провозгласил себя Машиахом.
При истинном Машиахе "исчезнет меч и прекратятся войны - от восхода солнца и до захода" Исайя 2:4.
Машиах удалит мрак от глаз наших и тьму из сердца нашего - как написано: "Этот народ, ходящий во тьме, увидел свет великий." Исайя 9:2»
Маймонид (википедия)
2. Маймонид. Послание в Йемен, или Врата Надежды. ч. 2. (1172 г.)


1263 г.
«Я верю и знаю, что Мессия еще не пришёл. Пророк говорит о Мессии:«Спаситель будет властвовать от моря до моря и от реки до концов земли». Во дни Мессии «Земля будет наполнена ведением Бога, как воды наполняют море» Исайя 11.9 «Перекуют мечи на орала и копья свои на серпы: не подымет народ на народ меча, и не будут более учится воевать» Исайя 2.4. Но от дней Иисуса и поныне столько войн, и весь мир полон насилия и грабежа, а христиане проливают крови больше других народов!
Мессия должен собрать изгнанников Израиля и рассеянных иудеев. Мессия будет властвовать над всеми народами»

3. Диспут Нахманида (1263 г.) Пер. с иврита. Иерусалим, 1982 г. §47-49.

=====
1413 г.
«Иисус не является Мессией т.к. еврейская диаспора по-прежнему существует, народы воюют друг с другом, нет мира во всем мире, и люди продолжают грешить».

4. Диспут в Торосе (Испания) май 1413 г. Lasker, Daniel J., Jewish philosophical polemics against Christianity in the Middle Ages, New York 1977

===============================================================================
1740 год.
«Один из потомков царя Давида, которого изберёт Всевышний – царь Машиах (мессия). С его помощью... умножится добро и исчезнет зло совершенно,- как относящееся к душе, так и относящееся к телу... Умножится спокойствие, не будет повреждений и ущербов как сказали пророки: «Не будут делать зла» Исайя 11.9.
И не будет более глупости в мире, но всё сердце наполнится мудростью, и дух святости изольётся на всякую плоть как сказано: «Изолью Мой дух на всякую плоть» Иоиль 2. 28»

5. Раби Моше Хаим Луцато. (1707-1747) Основы (иудаизма). Глава Об избавлении. Иерусалим. 1995 г.


1880 г.
"Спасение это только воображаемое , так как в действительности люди после искупления остаются точно такими же, каков был Адам, каковы они были после Адама, каковы они были при Христе, во время Христа и после Христа, каковы были и суть люди всегда, так как в действительности всё такой же грех, та же удобопреклонность к злу, те же муки рождения, та же необходимость труда для пропитания себя, та же смерть, свойственные людям, то и всё это учение о Спасении - чистое баснословие"

6.Лев Толстой. Исследование догматического богословия. 1880 г.

==
1908 г.
«Мессия не станет вести войн, чтобы побеждать народы, и все орудия войны будут уничтожены (Исайя 2, 4). Плодами его справедливого правления будет мир и порядок. На святой горе не будет процветать тирания и насилие, ибо вся страна будет полна познания Господа, подобно водам, покрывающим море (Исайя 11.9)

7. Еврейская энциклопедии Брокгауза-Ефрона, Статья Мессия, Санкт Петербург 1908 г.

==================================================================================
1943 г.
«Еврейский Мессия, это Спаситель, сильный духом, который в конце времён сделает совершенное искупление политическое, экономическое и духовное народа Израиля и в то же время установит - мир во всем мире, земное благополучие и моральное совершенствование всего человеческого рода. Мессия будет наполнен духом мудрости и знания, пониманием силы Бога, знания и страха Божьего. Он спасёт Израиль от изгнания и рабства, и искупит мир от нищеты, страданий, войн, а главное - от идолопоклонства и искупит грехи людей против Бога и против своего ближнего. Большое материальное богатство будет в мире: земля будет производить изобилие зерна и фруктов, и человек будет пользоваться этим без каких-либо усилий. Спасение придёт от Бога и от руки Божией. Мессия только орудие в руках Бога: он человек из плоти и крови, как и все мы смертные. Он Избранный из человеческого рода, который будет обладать всеми лучшими качествами доступными Сыну Человеческому. Мессия объединит в себе физическое и духовное совершенство. Мессия – это самым высший человек, Сверхчеловек иудаизма.
Совершенно иначе выглядит христианский Мессия. Он был избит, как обычный повстанцев, над ним издевались и его распяли.
В политическом смысле не имел успеха и не искупил Свой народ Израиля»

8. Klausner Joseph, Der juedische Messias und der christliche Messias. Zuerich. 1943. S 7-15.

===================================================================================
1976 г.
«Иисус не мог быть Мессией. Пророки предсказывали, что с приходом Мессии наступит Эра всеобщего мира и любви, к которой мы не можем приравнять нашу современность. Христианский ответ на эти возражения состоит в голословном утверждении, что на самом деле с приходом Иисуса изменилось всё. Если же изменения невидимы, то потому только, что человек зол и не возвысился до истинного приятия Иисуса и его проповеди. Поэтому Мессии, то есть Иисусу предстоит ещё вернуться чтобы утвердить свою победу. Евреи отказываются принять в качестве оправдания христианской точки зрения утверждение, что главные пророчества о приходе Мессии исполнятся только при «втором пришествии». Они знают, что Мессия выполнит свою миссию «с первой попытки». Поэтому-то евреи верят, что приход Мессии ещё предстоит в будущем».

9. Арье Каплан. Почему мы не христиане? Иерусалим. 1976 г. стр. 9-12


1983 г.
«Машиах исправит мир так, что все будут служить Господу, ибо сказано: "Ибо тогда сделаю язык народов чистым, чтобы все призывали имя Господа и служили Ему единодушно" Софония 3.9
Вернутся все к истинной религии, не будут грабить и творить зло».

10. Шломо-Залман Ариэль Энциклопедия иудаизма. статья Мессия, Иерусалим. 1983

===================================================================================
1992 г.
«Для Иудаизма Иисус не Мессия, потому что после жертвы Иисуса на Голгофе мир в корне не изменился. Были войны до и после Иисуса, классовая и расовая ненависть им не были устранены, так что наш мир все еще ждет искупление и спасение. От Мессии ожидается, установление мира во всем мире, возвращение израильтян в землю обетованную, восстановление царства Давида и постройка Третьего Храма. Все это не было реализовано с приходом Иисуса»

11. Schalom Ben Chorin. Theologia Judaica. Band II, Tuebingen 1992 S. 260


1992 г.
«Иудаизм не считает Иисуса Мессией потому, что он не исполнил библейских пророчеств, ожидавшихся от прихода Мессии: "Будет Он судить народы и обличит многие племена; и перекуют мечи свои на плуги, и копья свои - на серпы. Не поднимет меча народ на народ, и не будут более учиться воевать" Исайя 2:4.
C приходом Мессии в мире должен воцариться мир. Если этого не свершилось, стало быть, Мессия еще не пришел»

12. Прейгер Дэнис. Восемь вопросов об иудаизме. Пер. с англ. Санкт - Петербург, 1992. стр. 85.

================================================================================
1995 г.
«Мессианское время по мнению евреев ещё не пришло, это будет время абсолютного мира. Мессия придет, как князь мира в обновленный Иерусалим. Это будет время, как описал Исайя: Не будет зла и разврата на святой горе Моей, ибо земля будет наполнена ведением Господа, как воды наполняют море. Исайя 11.9».
13. Paffenholz Alfred. Was macht der Rabbi den ganzen Tag? Das Judentum. Duesseldorf. 1995. S. 162

=================================================================================
1995 г.
«Отвергая христианство, евреи, прежде всего отвергают признание Иисуса Мессией.
Во времена Мессии прекратятся войны, настанет всеобщий мир и благоденствие, и все люди, наслаждаясь покоем и гармонией, смогут посвятить себя познанию Бога и духовному совершенствованию»

14. Полонский Пинхас. Евреи и Христианство. Иерусалим-Москва, 1995 г. стр. 12

==================================================================================
1997 г.
"Единого учения о Искуплении (Спасении) в православном богословии, по крайней мере в русском, нет... В отношении учения о Искуплении согласия нет. Разные авторы понимают и учат о Искуплении весьма различным образом, существует несколько различных «теорий», ни одна из которых не является «официальной».

15. Иерей Олег Давыденков. Догматическое богословие. Курс Лекций. ч. III. Москва. Свято-Тихоновский Богословский Институт. 1997 г

===================================================================================
1998 г.
«Евреи не признали претензий Иисуса на мессианство потому, что он не принёс миру мир, как обещал Исайя: «Народ не подымет меч против народа и не будут они больше знать войн» Исаия 2.4.»

16. Телушкин Йосеф. Еврейский мир. Пер. с англ. Москва – Иерусалим. 1998 г. стр. 463

==================================================================================
2000 г.
«Исайя (2:4) подчеркивает, что дни пришествия Мессии будут эпохой межнациональных и социальных перемен: "И перекуют все народы мечи свои на орала и копья свои - на серпы; не поднимет народ меч на народ, и не будут больше учиться воевать". Мир, всеобщее братство людей и прекращение насилия - самые главные приметы наступления мессианских времен. Иисус, хотя и был евреем, не подходит по всем перечисленным параметрам».

17. Бенцион Крэвиц. Еврейский ответ миссионерам. Торонто. 2000 г

==================================================================================
2000 г.
«Иисус не осуществил мессианские пророчества. Библия говорит, что он: построит Третий храм (Иезекиль 37:26-28), соберёт всех евреев на земле Израиля (Исайя 43:5-6), приведёт Эру всеобщего мира, уничтожит ненависть, притеснение, страдание и болезни. Сказано: «Не поднимет народ на народ меча, и не будут более учиться воевать» (Исаия 2:4)»

18. Алекс Дайхес. Почему евреи не верят в Христа? Мичиган, 2000 г.

===================================================================================
2003 г.
«Вера в Мошиаха, который умер посередине своих действий, а когда-нибудь вернется и доведет их до конца - это вера, лишенная всяких на то оснований. Поэтому вера христиан это вера в ложного Мошиаха. Тот человек («Йошка») был ложным Мошиахом не только потому, что умер, в противопоставление настоящему Мошиаху, к которому не относится понятие смерть, но также и потому, что не был Мошиахом, которого изберет Всевышний. Настоящий Мошиах должен освободить и осветить весь мир Божественной правдой. И поэтому «тот человек (Иисус)», да сотрется его имя, действовал прямо противоположно всему вышесказанному, и то, что писал Рамбам о нем - что он хотел уничтожить еврейский народ мечом, рассеять по свету их остатки, поменять Тору на новый завет, и заставить большую часть мира совершить ошибку и верить не во Всевышнего, а в троицу. Настоящий Мошиах будет жить вечно и не умрет вообще».

19. Рабби Йешовам Сегаль 2003 г.

==================================================================================
2005 г.
«С еврейской точки зрения, самым знаменитым лже-Мессией был Иисус из Назарета. Деятельность Иисуса из Назарета воспринимается как объявление восстания (именно так понимаются слова Понтия Пилата: "Се есть царь Иудейский" - то есть Иисус объявил себя царем-помазанником, который собирался восстановить независимость Иудеи. см. работы Элиягу Макоби и Флоссера и прочих историков израильской школы). Так как все дело кончилось провалом и Иисуса казнили, то в еврейском мире было сочтено, что Иисус - не является истинным Мессией. Исключение составила небольшая группа его горячих приверженцев, которые не верили в его гибель или же сочли, что Иисус воскреснет для того, чтобы победить. Из этой небольшой группы, как принято думать, образовалось Христианство».

20. Меир Левинов. (р. 1959 г.) Мессия. 2005 г.

====================================================================================
2006 г.
«Мессия, Христос, Спаситель, Спас, Машиах, Махди (Ислам), Майтрея (Буддизм), Калки Аватара (Индуизм) – тот, кто устранит всё Зло на всей Земле. Псалом 36.9 Иисус этого не сделал, поэтому он – Лжемессия, Лжехристос»

21. Пиотровский Юрий (моя книга). Является ли Иисус Мессией? Проблемы иудео – христианского диалога. Санкт - Петербург, 2006 г.

===================================================================================
2008 г.
«Мессия уничтожит всякую войну и несправедливость. Он принесёт мир врагам и любовь ненавидящим. Оружие при нём навсегда потеряет свою ценность и будет уничтожено навеки. Это будет сразу же при первом пришествии Избранника, а не при втором или третьем, как говорят христиане, дабы оправдать себя. Иисус не принёс мир и справедливость в этот мир, а его ученики – христиане, которые пытаются это сделать уже два тысячелетия, терпят поражения, а то и усугубляют мирное положение в мире. Иудеи и весь Израиль будут в безопасности с пришествием истинного Мессии. Этого не скажешь сегодня, глядя на войны и теракты на территории Израиля. Эпоха Мессии совсем близка. Царь Машиах стоит на пороге. Великий позор покроет христианство и все культуры, так или иначе связанные с человеком из Назарета»

22. Галицкий Исраэль. Йошка. О происхождении минейской ереси. Иерусалим. 2008 г. стр. 82-87

===================================================================================
2011 г.
«В Торе написано, что будет, когда Мессия придёт. Будет Мир в Мире! Никаких войн не будет! Будет у всех всё, что нужно. Больше не будет зависти, ненависти. Все плохие качества исчезнут. Пока это не произошло, Мессия значит не пришёл. Мессия должен усовершенствовать мир, принести Добро и с Божьей помощью оставить это навсегда»

23. Берл Лазар. Главный Раввин России: - 06.06.2011 г. НТВ «Школа Злословия» Видео=1 мин.

=====================================================================================
2012 г.
«Мессия должен быть Человеком, через которого Бог принесёт Новую эру Мира и процветания народов. Мессия победит врагов Израиля. Мессия очистит Иерусалим "от язычников, и всю землю от грешников». Мессия должен был быть успешным. Мессия, который не был успешным, это нонсенс. Мессии, который был побеждён и распят, не Мессия, а самозванец. Иисус не подходит ни к одной из этих категорий. Он умер, как неудачный лидер – революционер. Он не разбил врагов Израиля. Он не основал Новой эры Мира и процветания»

24 . Nick Page. Der falsche Messias. Die wahre Geschichte des Jesus von Nazareth. Mue nchen 2012 S.18

==================================================================================
2013 г.
"Мессия (истинный) должен построить мир во всём мире. Мира нет поэтому мы знаем, что Мессия ещё не пришёл."

25 . Раввин Гутман Локс. Критика христианства. видео=8 мин. Иерусалим. 2013 г.

===================================================================================
2014 г.
2015 г.

26. Пинхас Полонский. Еврейский взгляд на христианство. 2014 г. Иерусалим. 2015 г. Москва.

===================================================================================

27. "Магомет считал Иисуса пророком Бога, но не Мессией" Дуглас Рид "Спор о Сионе" стр. 29. Издательство Кубань 1991 г.

==================================================================================

«Официальная организация государства Израиль "Сохнут", которая занимается вопросами репатриации в Израиль (Алии) требует ответить на вопрос, Иисус был Мессией или нет? Положительный ответ лишает претендента права на репатриацию, даже если он является евреем по галахе и официально не переходил в христианство» 19.11.2010 г.

МНЕНИЕ ИИСУСА И ХРИСТИАН (Почему Иисус-Мессия, Спаситель?) изложено здесь:

Мнение Иисуса, почему Он - Мессия:

"Иоанн же, услышав в темнице о делах Христовых, послал двоих из учеников своих
сказать Ему: Ты ли Тот (Мессия), Который должен придти, или ожидать нам другого?
И сказал им Иисус в ответ: пойдите, скажите Иоанну, что слышите и видите:
слепые прозревают и хромые ходят, прокаженные очищаются и глухие слышат, мертвые воскресают и нищие благовествуют"
Матфей 11:2-5

"Единого учения о Искуплении (Спасении) в православном богословии, по крайней мере в русском, нет... В отношении учения о Искуплении согласия нет. Разные авторы понимают и учат о Искуплении весьма различным образом, существует несколько различных «теорий», ни одна из которых не является «официальной».

Иерей Олег Давыденков. Догматическое богословие. Курс Лекций. ч. III. Москва. Свято-Тихоновский Богословский Институт. 1997 г

Митрополит Макарий: О СОВЕРШЕНИИ ГОСПОДОМ ИИСУСОМ ХРИСТОМ НАШЕГО СПАСЕНИЯ. 1883 г. СПб.

Протоиерей Дмитрий Смирнов (Москва):
23.05.2009. Как понимают слово Мессия православные и иудеи.(видео=3.19 мин.)


(Правильный, полный и квалифицированный ответ протоиерей Дмитрий Смирнов, как и все христиане, не смог дать-смотри выше ответ иудеев)

Один из самых популярных вопросов, обращённых в редакцию Aish.com, — следующий: «Почему евреи не верят в Иисуса?» Давайте последовательно рассмотрим ответ на этот вопрос, ни в коем случае не умаляя других верований и не пренебрегая иными религиями, но, главное, проясним этот вопрос с еврейской точки зрения, то есть в свете Торы.

Евреи не принимают Иисуса как Машиаха по следующим причинам:

  1. Иисус не исполнил мессианские пророчества.
  2. Иисус не обладал личностными качествами, присущими Машиаху.
  3. Библейское упоминание Иисуса как Машиаха связано с неточностью перевода.
  4. Еврейское вероучение основано на «всенародном откровении».

Но сначала небольшое предисловие:

Слово מָשִׁיחַ(Машиах) на иврите означает «Помазанник Божий», то есть человек, поставленный Б-гом на особое служение, и в знак своей избранности предварительно помазанный маслом (елеем) (Шмот 29:7; 1 Мелахим 1:39; 2 Мелахим 9:3).

Иисус не исполнил мессианские пророчества

В чём суть исполнения пророчеств Машиаха? Одной из центральных тем пророчеств является обетование о будущем совершенном мире, где все люди будут жить в согласии друг с другом и признают Единого Б-га (Йешаяѓу 2:1-4, 32:15-18, 60:15-18; Цфанья 3:9; Ошеа 2:20-22; Амос 9:3-15; Миха 4:1-4; Зхарья 8:23б 14:9; Ирмеяѓу 31:33-34).

Танах говорит нам, что должен выполнить Машиах:

  • Построить Третий Храм (Йехезкель 37:26-28).
  • Собрать всех евреев, находящихся в рассеянии, на Землю Израиля (Йешаяѓу 43:5,6).
  • Возвестить эру мира во всём мире, положить конец ненависти, угнетению, страданиям и болезням, как написано у пророка: «Не поднимет народ на народ меча, и не будут более учиться воевать» (Йешаяѓу 2:4).
  • Распространить учение о Б-ге Израиля, которое объединит человечество в единый союз. Так возвещает пророк: «И будет Г-сподь царём на всей земле, в день тот будет Г-сподь один (для всех), и имя Его - одно» (Зхарья 14:9).

Если претендующий на звание Машиаха терпит неудачу в выполнении хотя бы одного из указанных условий, он не может быть истинным Машиахом .

Но еще никто за прошедшие годы не исполнил роль Машиаха, описанного в Танахе , вот почему евреи до сих пор ожидают его. Все те, кто уже претендовал на роль Машиаха, включая Иисуса из Назарета, Бар-Кохбу и Шабтая Цви, потерпели неудачу и были отвергнуты евреями.

Христиане утверждают, что Иисус исполнит все пророческие предзнаменования во времена Второго Пришествия. Еврейские же источники раскрывают Машиаха, который осуществит Б-жественную миссию с первого раза, ибо в Танахе не существует понятия о Втором Пришествии .

Иисус не обладал личностными качествами, присущими Машиаху

А. Машиах как пророк

Машиах будет величайшим пророком в истории человечества после Моше (Таргум - Йешаяѓу 11:2; Маймонид - Тшува 9:2).

Пророчество может осуществиться только на Земле Израиля, когда множество евреев соберутся вместе воедино, в одном месте; такое событие не происходило с 300 года до нашей эры. Во времена Эзры, когда большая часть евреев находилась в Вавилоне, пророчество закончилось смертью последних пророков - Хагая, Зхарьи и Малахи.

Иисус появляется на исторической сцене спустя приблизительно 350 лет после конца пророчества, таким образом, он не мог быть пророком.

Б. Потомок Давида

Многие тексты Танаха упоминают о потомке царя Давида, который станет править в век совершенства (Йешаяѓу 11:1-9; Ирмеяѓу 23:5-6, 30:7-10, 33:14-16; Йехезкель 34:11-31, 37:21-28; Ошеа 3:4-5).

Машиах должен быть потомком царя Давида по отцовской линии (см. Берешит 49:10; Йешаяѓу 11:1; Ирмеяѓу 23:5, 33:17; Йехезкель 34:23-24). Согласно христианскому заявлению, Иисус зачат непорочно, а это значит, что у него нет отца, - таким образом, он не может претендовать на абсолютное исполнение пророчества, не будучи отпрыском царя Давида по отцу 1 .

Согласно еврейским источникам, Машиах родится от человеческих родителей и будет обладать качествами, присущими обычным людям. Он не будет ни полубогом 2 , ни человеком со сверхъестественными способностями.

В. Соблюдение Торы

Машиах поведёт за собой народ для служения Творцу, согласно указаниям Торы . Тора утверждает, что все мицвот скреплены навечно, и никто не сможет изменить их. Всякого, кто попытается это сделать, нужно объявить лжепророком (Дварим 13:1-4).

Принимая во внимание написанное в христианском «Новом Завете», Иисус пересматривает установления Торы и утверждает, что её заповеди устарели и больше не применимы. Например, в Евангелии от Иоанна 9:14 написано, что Иисус смешал грязь со слюной, тем самым нарушив Шабат , что послужило причиной возмущения фарисеев (стих 16): «Он не хранит Шабат !».

Неверно переведённые тексты, «намекающие» на Иисуса

Танах верно понимается только в том случае, когда изучают оригинальный еврейский текст . В случае с христианским переводом Танаха , можно обнаружить целый ряд несоответствий с первоисточником.

А. Непорочное зачатие

Христианская концепция о непорочном зачатии берёт своё начало из текста книги пророка Йешаяѓу (7:14), который называет женщину словом «альма », действительно, слово «альма » всегда означало «молодую женщину», но христианские богословы, несколько столетий спустя, перевели его иначе, как слово «девственница». Такой подход к рождению Иисуса восходит к язычеству первого века, где смертные существа оплодотворялись богами.

Б. Страдающий слуга

Христианство убеждено, что пророчество из Йешаяѓу 53 обязательно принадлежит «страдающему слуге» — Иисусу.

В действительности глава 53 (Йешаяѓу 53) прямо следует из центральной темы 52 главы, где описывается изгнание и искупление еврейского народа. В пророчестве используется форма единственного числа потому, что евреи («Израиль»), рассматриваются как единое целое - народ Израиля. Во всех еврейских источниках Израиль рассматривается как единственный «Б-жий слуга» (см. Йешаяѓу 43:8). Воистину, в книге пророка Йешаяѓу до 53 главы Израиль упоминается, как Б-жий слуга, не менее 11 раз.

Если правильно читать эту главу (Йешаяѓу 53), то в ее содержании в полную меру зазвучит идея о том, что еврейский народ был «притеснён и измучен, и не открывал рта своего, как овца, ведомая на заклание» в руках народов мира. Эти образы неоднократно повторяются во всех еврейских писаниях, чтобы с особой силой описать страдания еврейского народа. (см. Теѓилим 44).

В заключение, Йешаяѓу 53 делает вывод о том, что когда еврейский народ будет искуплен, остальные народы осознают происшедшее и признают свою ответственность за необоснованные страдания и смерть каждого еврея.

Еврейское вероучение основано на «всенародном откровении»

На протяжении всей истории тысячи религий, созданных людьми, всегда отличались убежденностью в непреложности своих заявлений и уверенностью в истинности откровения от самого Б-га. Но личное откровение - это очень слабая основа для веры, потому что всегда есть основание для сомнения: было ли откровение на самом деле? Ибо никто не слышал, как Б-г говорил с тем или иным человеком, и все его утверждения основаны только на его словах. И в том случае, когда человек, претендующий на личное откровение, может творить чудеса, это не может быть доказательством того, что он - пророк. Все чудеса - даже если они подлинны - рассматриваются сквозь призму определённых возможностей человека, но не для провозглашения и придания ему статуса пророка.

Иудаизм, единственная из всех основных мировых религий, не полагается на чудеса, как на фундамент своего учения. На самом деле, Тора говорит, что иногда Б-г даёт шарлатанам силу «творить чудеса» для того, чтобы испытать верность еврейского народа своей Торе (Дварим 13:4).

Из многих тысяч религий за всю историю человечества, только иудаизм строит основу своего вероучения на «всенародном откровении», то есть, на том, что Б-г говорит со своим народом . Если Б-г закладывает фундамент Его религии, значит, в этом есть особенный смысл, и раскрывать Скрижали Своего учения, Он будет всему народу, а не одному человеку в личной беседе.

Маймонид утверждает (Основания Торы , глава 8): «Евреи не верили в Моше, нашего учителя, из-за чудес, которые он совершал. Всякий раз, когда чья-то вера основывается на увиденных чудесах, у еврейского народа возрастают сомнения, ибо, вероятнее всего, чудеса могли совершаться с применением магии или колдовства. Но все чудеса, которые совершил Моше в пустыне, использовались по назначению, а не в качестве доказательства его пророческого дара».

Что же послужило прочным основанием [еврейской] веры ? Прочным основанием [еврейской] веры стало Откровение на горе Синай, которое мы видели собственными глазами и слышали своими ушами, и это Откровение не зависело от свидетельств других людей, ибо написано: «Лицом к лицу Б-г говорил с вами…». Тора утверждает: «Не с отцами нашими заключил Г-сподь этот завет, но с нами; мы это, те, которые здесь сегодня все живы » (Дварим 5:4,3).

Иудаизм - это не величие чудес. Это личное свидетельство очевидцев: каждого мужчины, женщины и ребёнка, воочию стоявших на горе Синай 3300 лет назад.

Ожидание Машиаха

Мир крайне нуждается в искуплении. Мы хорошо знаем проблемы общества, и по этой причине мы будем стремиться к искуплению. По Талмуду, одним из первых вопросов, заданных еврею в День Суда, станет следующий: «Ты жаждал прихода Машиаха?»

Как мы можем ускорить пришествие Машиаха? Лучшим способом проявления любви к человечеству является соблюдение мицвот Торы (как можно лучшим образом) и побуждение для других поступать так же.

Несмотря на мрачность событий, происходящих сегодня на земле, мир, по-видимому, верно движется к порогу искупления. Одним из очевидных признаков приближения Эры Машиаха является то, что еврейский народ возвращается в землю Израиля и вновь расцветает. Кроме того, мы наблюдаем массовое движение молодых евреев, возвращающихся к истокам своей традиции - Торе .

Машиах может прийти в любой день: всё зависит от наших действий. Б-г готов действовать, но Он ждёт нас, ибо, как сказал царь Давид: «Искупление наступит сегодня, если вы внемлите голосу Его».

Примечания

  1. В конечном итоге Йосеф принимает Иисуса и проводит свою генеалогию через усыновление. Но вокруг этого возникают две проблемы:

а) В Танахе нет даже намёка на то, что отец может передать своё колено через усыновление. Священник, принявший сына из другого колена через усыновление, не может поставить его священником.

б) Йосеф не может передать того, чего у него нет, путём принятия. Поскольку Йосеф восходит от Йеhояхина (Евангелие от Матфея 1:11), на него ложится проклятие этого царя, дабы никто из его потомков не мог царствовать на престоле Давида. (Ирмеяѓу 22:30, 36:30). Хотя Йеhояхин и покаялся, как обсуждается в Талмуде (Сангедрин 37а) и других местах, до конца неясно, возможно ли продолжение царской линии через его покаяние. (См., например, Берешит Раба 98:7 на примере царя Цидкияѓу.)

Чтобы разрешить эту непростую дилемму, защитники христианства утверждают, что Иисус принимает генеалогию потомка царя Давида через свою мать - Марию, которая, якобы, является его прямым потомком, как написано в 3 главе Евангелия от Луки. В этом утверждении кроются ещё 4 основных противоречия:

а) Нет никаких доказательств, что Мария - потомок царя Давида. Третья глава Луки раскрывает родословную Йосефа, а не Марии.

б) Даже, если Мария происходит из рода царя Давида, Иисус не будет являться царственным преемником, так как помазание на царство идёт через отца, а не через мать (ср. Бемидбар 1:18; Эзра 2:59).

в) Если бы семейная родословная проходила по линии матери, Мария была бы не из законной семьи Машиаха. Согласно Танаху, Машиах должен быть потомком Давида через своего сына Шломо (2 Шмуэль 7:14, 1 Диврей а-Ямим 17:11-14, 22:9-10, 28:4-6). Третья глава Евангелия от Луки не имеет отношения к этой дискуссии, потому что она описывает родословную сына Давида - Натана, а не Шломо (Евангелие от Луки 3:31).

г) В Евангелии от Луки в генеалогии упоминаются Шеалтиэйль и Зеруббавэл. Эти имена встречаются и в Евангелии от Матфея как потомки проклятого Йеhояхина. Если Мария происходит от них, тогда это лишает её права быть прародителем Машиаха.

  1. Маймонид посвящает большую часть своего труда «Путеводитель растерянных» фундаментальной идее о том, что Б-г не имеет физической формы. Б-г вечен, вне времени и превыше него. Он - бесконечен, вне пространства. Он не может родиться и не может умереть. Утверждать, что Б-г принимает человеческую форму, — значит, умалять Б-га, загонять его в невозможные рамки, сужать Его единство и обесценивать Его Б-жественность. Тора резюмирует: «Б-г не смертен» (Бемидбар 23:19).
error: