Написание гласных после шипящих в суффиксах глаголов. Справочник по правописанию и стилистике. Приложения к уроку

1. Написание е или о после ц в окончаниях и суффиксах определяется ударением: под ударением пишется о, без ударения - е: деревцо - деревце, крыльцо - рыльце, творцом - сердцем, хитрецой - дверцей, окольцованный - окольцевать, танцор - вытанцовывать - танцевать и др.

2. После ц в окончаниях пишется ы в соответствии с произношением: границы, знаменосцы, птицы, куцый, куцым, куцые, а также в словах на цын: сестрицын.

Примечание: В написании фамилий четких разграничений нет: Голицын, Спицын, Станицын, но: Вицин.

Упражнение 11. Образуйте имена существительные:

1. с суффиксом -ок- или -ек-: крюк, борщ, мужик, луг, боровик, овраг, сапог, рог;

2. с суффиксом -опок- или -ёнок-: ёж, бочка, мышь, лягушка, волк, гусь, грач, стриж;

3. с суффиксом -онк- и -еньк-: рука, нога, душа, собака.

Чем объясняется разное написание суффиксов?

Упражнение 12. Образуйте от данных существительных имена прилагательные с суффиксом -ов-, -ев-.

Алыча, баржа, вещь, грош, ерш, каланча, камыш, клещ, ключ, кулич, кумач, межа, плечо, спаржа, сторож, свеча.

Упражнение 13. Напишите имена существительные, данные в упражнении 12, в форме творительного падежа единственного числа.

Упражнение 14. Перепишите, расставляя ударения и вставляя пропущенные буквы. Устно объясните написание каждого слова.

1. Бараш...к - судач...к; борщ...к - горош...к; воротнич...к - звоноч...к; горш...к - пельмеш...к; запаш...к - камеш...к; колыш...к - кореш...к; подсолнуш...к - порош...к; простач...к - замоч...к; хлебуш...к - хомяч...к.

2. Бельч...нок, волч...нок, грач...нок, мальч...нка, мыш...нок, казач...нок.

3. Глянц...вая (бумага); вытанц...вывать (казачка); танц...вать (парами); (группа) комсомольц...в; лисиц...на (нора); (дело) с конц...м.

Упражнение 15. Подберите по 2-3 прилагательных с ударным о и безударным е в суффиксах. Составьте с ними предложения.

Упражнение 16. Составьте с приводимыми словами словосочетания, запишите их по образцу.

Образец: сморчок, волчонок, горячо, смешон, холщовый.

Алычовый, борщовый, душонка, дымочек, жеребеночек, зародышевый, пушок, неуклюже, звоночек, чесучовый, девчонка, ландышевый, малышок, общо, пастушонок, малышовый, кармашек, простачок, грошовый, гребешок, цыпленочек.

Упражнение 17. Вставьте пропущенные буквы и распределите слова в две колонки:, выбор гласных зависит 1) от чередования и 2) от ударения.

Ж...луди, ч...рствый, ш...пот, каланч...й, кирпич...м, неудач...й, ореш...к, лавч...нка, ковш...м, беч...вка, пощ...чина, прич...ска, рубаш...нка, саранч...й, горяч..., жгуч..., свеж..., зеркальц...м, юнц...м, ж...лтый, румянц...м, реш...тка, ж...сткий, уж...м, ремеш...к, финиш...м, реч...нька, реч...нка.

Упражнение 18. Объясните написание о или е после шипящих в следующих словах.

Вечёрка, жонглировать, смешон, исключён, нужен, крыжовник, обжёгший, пижон, схвачен, прожорливый, шорник, обучен, чащоба, мажор, кошёлка, отмечен, поражён, шоковый, чечётка, нежен, шофёрский, вымощен, боржоми, счёты, сморщен, расщёлкать, смущён, расчёсанный, шоколад.

Упражнение 19. Перепишите, вставляя пропущенные буквы. Объясните значение слов.

Ц...ркуль, панц...рь, рец...див, ц...кнуть, ц...анистый, ц...вилизац...я, ц...клоп, ц...рюльник, ц...стерна, ц...почка, ц...трус, ц...ферблат, ц...тата, инц...дент, энциклопедия.

Упражнение 20 (повторительное). Перепишите, вставляя пропущенные буквы и группируя слова по правилам их написания.

Взбеш...нный, душ...нка, (купаться) голыш...м, смеш...н, бич...вать, больш...го, ещ..., пораж...н, кипуч..., ноч...вка, мякиш...м, смущ...нный, взбеш...н, уничтож...н, калач...м, распаш...нка, бесстыж...го, (остаться) неуч...м, суш...ный, старш...го, размеж...вка, плач...м, раскорч...вать, уничтож...нный, меньш...го.

Упражнение 21. Вставляя недостающие орфограммы, выпишите слова в три колонки: гласные е - о после шипящих 1) в корне; 2) в суффиксе; 3) в окончании.

1. Ож...гся на молоке - и на воду дует. 2. Шутил волк с жеребц...ом, да зубы в горсти унес. 3. Щ...голь ходит живот поджав. 4. Плач...м горю не поможешь. 5. Много есть - не велика честь: обж...рой назовут. 6. Хорош...го не купишь деш...во. 7. Хорош садовник, хорош и крыж...вник. 8. Не сердись- печ...онка лопнет. 9. Своя сторона по ш...рстке гладит, чужая - насупротив. 10. Кто деревц... посадит, тот человеку друг. 11. На хороший цветок и пч...лка летит. 12. Бережливый - что стыдливый: чуж...го не возьмет. 13. Хорош... жить в поч...те, да ответ велик. 14. Мысль с сердц...м, а речь с перц...м. 15. Лучше смолоду быть умным, чем под старость мудрец...м. 16. И на ш...ссе бывают ухабы. 17. С умелым бойц...м победа, дружит. 18. Не чванься отц...м, хвались сыном-молодц...м. 19. Лиц...м хорош, да душ...и непригож. 20. Не заслонить солнца рукавиц...и, не убить молодца небылиц...и. 21. Невелик сверч...к, да громко поет. 22. Есть сердц..., да закрыто дверц...й. 23. Русский ни с меч...м, ни с калач...м не шутит. 24. С вином поводишься, нагиш...м находишься. 25. Попался зверек, коль на рыльц... пуш...к.

(Пословицы и поговорки)

Упражнение 22. Вставьте пропущенные буквы, объясните правописание слов.

Старим...к, откоч...вывать, регуш...р, корч...вка, освеж...нный, чесуч...вый, со стаж...м, цариц...и, гарц...вать, танц...вщица, алыч...вый, внуш...нный, еж...нок, заверш...нный, заколь-ц...ванный, камеш...к, кварц...вый, каланч...вый, пальц...вый, распаш...нка, внуч...к, лавч...нка, молодц...ватый, моч...ный, свинц...вый, тысч...нка, отц...вский, отреш...нность, подворотнич...к, лисиц...н, светлолиц...и, груж...ный, заворож...нный.

Упражнение 23. Перепишите, вставляя пропущенные буквы.

1. Отворив дверь, он [Чичиков] очутился в свету и был пораж...н представшим беспорядком (Г.). 2. Чичиков еще раз окинул комнату, и все, что в ней ни было, все было прочно, неуклюж... в высочайшей степени и имело какое-то странное сходство с самим хозяином дома (Г.). 3. Даже колодец был обделан в такой крепкий дуб, какой идет только на мельниц... да на корабли (Г.). 4. Упругие глянц...витые листья молодых дубков свежи, как будто их только что обм...кнули в зеленый воск (Леск.). 5. Из чащ...бы на опушку выскочил полинялый заяц, но, сделав прыж...к, тотчас решил пойти на попятную и бросился наутек (Леск.). 6. Толстая бугристая кора, напоминающая ш...ррховатый бок выветренной скалы, местами обвалилась, обн...жив изъеденное к...роедами тело сосны (Тенд.). 7. Только на самой верхушке клоч...к ж...лтой старческой хвои (Тенд.). 8. Миновав дремучие зар...ели, мы перешли вброд реч...нку, на берегу которой заметили следы углеж...га (Фурм.). 9. Вскоре мы увидели домишко с крышей из оц...нкованного железа (Фурм.). 10. Робко... мы постучали в дверь, обитую ц...новкой (Фурм.). 11. Осиновые кусты впереме...ку с одинокими деревьями, брошенными там и сям, кажутся словно золоч...ными. 12. Небо покрыто легкими облаками, подернутыми багряным румянц...м. 13. Тихим ш...потом провожает тебя листва, и падающие звезды чертят небо огненными полосками (Бун.). 14. Вышел из избушки немолодой, но крепкий человек в холщ...вой рубахе, не торопясь пошел к разос...ланной едва ли не на всю длину отмели беч...вке с крепко-накрепко навязанными на ней крюч...чками и стал подтачивать их, протирая каждый промасленной тряпкой (Сер.). 15. Уже совсем стемнело, в ущелье стало холодно, когда, покинув позиц...ю, батал...оны отправились в путь (Эрт.). 16. А в развалинах жили ящериц... (Грош.). 17. Шутил волк с жеребц...м, да зубы в горсти унес (Посл.). 18. Плач...м горю не поможешь (Пог.). 19. Не жди от природы милости, сам садом...к р...сти, сам и выр...сти (Посл.).

Предмет: русский язык

Класс: 5 кл.

Тема урока: Правописание О и Е после шипящих и Ц в суффиксах и окончаниях существительных

Тип урока : ОНЗ

Основные цели урока:

1) сформировать умение строить правила на примере правила написания О – Е после шипящих и Ц;

2) сформировать умение применять правило написание О – Е после шипящих и Ц;

2) тренировать умение фиксировать шаги по построению нового знания, умение работать в группах, умение адекватно оценивать свою деятельность.

Универсальные учебные действия :

Регулятивные :

Высказывать предположения на основе наблюдений;

Формулировать тему, проблему урока, искать пути её решения;

Соотносить цели и результаты своей деятельности;

Определять степень успешности работы.

Познавательные:

Выделять главное, свёртывать информацию до ключевых понятий;

Искать пути решения проблемы, строить логически обоснованные рассуждения;

Группировать слова по самостоятельно выбранным основаниям.

Коммуникативные:

- планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, соблюдать правила речевого поведения.

Уметь высказывать и обосновывать свою точку зрения, слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.

Оборудование урока : проектор, интерактивная доска, ноутбук, раздаточный материал: 1) карточка с заданием для пробного действия; 2) таблица для задания на первичное закрепление во внешней речи; 3) карточка самостоятельной работы; 4) карточка с заданием на этапе включения в систему знаний; 5) цветные карточки.

Технологическая карта урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

I . Мотивация к учебной деятельности.

Приветствует, проверяет готовность класса к уроку, создает эмоциональный настрой, желает успеха.

Отвечают на приветствие учителя.

Определяют свою готовность к уроку. Включаются в деловой ритм

Личностные:

уважение к учителю и сверстникам.

Самоопределение.

Самооценка готовности к уроку

II. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии.

1.Подводящий диалог

2.Морфемный разбор слов

Презентация Слайд 3:

ш..лковый, ч..рточка.

3. Задание на пробное действие (слайд 4):

Н а слайде представлены слова):

Шёпот дружок врачом

Н а слайде 5 представлены слова:

Дружок врачом овражек солнцем

4.Запись темы урока в тетрадь

Задает вопросы,

предлагает выполнить морфемный разбор, объяснить орфограмму.

− Сегодня новая тема, вы сами откроете еще одно новое знание. С чего мы обычно начинаем нашу работу?

Верно. С повторения того, что нам сегодня потребуется при открытии нового знания.

Ребята, вспомните, что такое орфография?

− Как называется буква, написание которой вы должны определить по какому-либо правилу?

− Что такое морфема?

− Назовите виды морфем.

В каких морфемах могут встречаться орфограммы?

Выполните морфемный разбор слов, вставив пропущенную орфограмму. Графически обозначьте орфограмму.

На какую орфограмму пропущены буквы? Что вы повторили?

Прочитайте слова.

– Что общего у этих слов?

– А какие различия заметили?

Можно ли применить известное вам правило написания букв ё , о после шипящих? Почему?

– Сформулируйте тему урока.

Посмотрите на следующий слайд

–Уточните тему урока. Прочитайте название темы в учебнике

§ 99, стр 76 и сравните со своей формулировкой

Запишите тему урока в тетрадь.

Отвечают на вопросы записывают слова

С повторения

Орфография – система правил правописания слов.

Орфограмма.

Это часть слова.

Приставка, корень, суффикс, окончание.

Во всех перечисленных морфемах.

Выделяют морфемы, определяют орфограмму, вспоминают правило правописание о-ё после шипящих в корне слова.

Существительные, есть шипящие, гласный под ударением.

Разные буквы после букв шипящих – ё и о .

Не в корне, а в суффиксе и окончании.

Слово с гласной е после шипящего и слово солнце, где вместо шипящего стоит буква ц

«Правописание о-е после шипящих и ц в суффиксах и окончаниях существительных».

Предметные:

анализировать сравнивать, обобщать, делать выводы, работать по способу действия.

Регулятивные:

находить и исправлять ошибки, оценивать. Коммуникативные:

осуществлять самопроверку и взаимопроверку.

Регулятивные:

высказывать предположения на основе наблюдений.

Формулировать тему и проблему урока

III. Выявление места и причины затруднения.

Что ещё нового предстоит узнать? Какова же цель вашей деятельности?

− Да, нам необходим план действий. Шаги плана уже есть, но они перепутались. Восстановите последовательность ваших действий.

В каких случаях пишется о , а в каких е после шипящих и ц в суффиксах и окончаниях существительных.)

Составим план действий

Предметные и регулятивные:

искать пути решения проблемы, строить логически обоснованные рассуждения

IV. Построение проекта выхода из затруднения.

Вывешивает на доску шаги в перепутанном порядке:

Предлагают свои версии

Предметные и регулятивные:

искать пути решения проблемы, строить логически обоснованные рассуждения, группировать слова по выбранным основаниям.

Коммуникативные:

осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

V .Физкультминутка .

Вместе с детьми выполняет упражнения

Вместе с учителем выполняют упражнения

VI . Реализация построенного проекта.

Работа по слайдам 6-8

Прочитайте слова на слайде.

Укажите опознавательный признак орфограммы

- Назовите орфограмму букву –гласного в этих словах.

Предположите какое условие выбора букв о или е в словах каждого столбика будет главным?

−Сформулируйте правило.

Сравните свой вывод с текстом правила в учебнике на стр 76

−Теперь постройте алгоритм определения гласной после шипящих.

Читают слова на слайде, отвечают на вопросы.

Шипящие и ц.

Буквы о-е

Если в словах ударение падает на сомнительную гласную, то пишется О, если на другую букву – пишется Е.

В суффиксах и окончаниях существительных после шипящих и ц под ударением пишется о, без ударения е.

Читают правило в учебнике

Учащиеся предлагают свой вариант, согласованный вариант эталона фиксируется на доске

1. Найти шипящий(ц) перед гласным в слове.

2. Определить морфему с сомнительной гласной.

3. Определить часть речи

4. Поставить ударение.

4. Применить правило.

Предметные:

преобразовывать информацию (составлять алгоритм на основе правила и действовать по нему).

Владеть приёмами отбора и систематизации материала.

Анализировать, сравнивать, устанавливать сходства и различия, группировать.

Коммуникативные:

свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме.

Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.

VII .Первичное закрепление учебного материала.

Применение полученных знаний на практике.

Заполнение таблицы данными примерами, работа по таблице на интерактивной доске, парная работа

− Что теперь надо сделать?

У каждого из вас на столе таблица. Закрепить умение применять правило написания О – Е после шипящих и Ц в суффиксах и окончаниях существительных вам поможет следующее задание: распределите слова, находящиеся у вас на партах, в колонки таблицы.

− В каких словах при работе в парах у вас возникли затруднения?

− Какой шаг алгоритма или правила вы нарушили?

Надо научиться применять построенное правило.

Выполняют задание, часть слов проговаривают во внешней речи при заполнении таблицы на интерактивной доске, часть слов выполняют в парах.

Оценивают работу

Предметные и регулятивные:

строить логически обоснованные рассуждения, группировать слова по заданным основаниям оценивать свою работу.

VIII .Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

− Как проверить, усвоили вы новое правило или нет?

– У вас на партах лежат карточки с заданием

Вставьте пропущенные буквы.

− У кого возникли затруднения при выполнении работы?

− В каком месте возникло затруднение?

− Как вы думаете, почему у вас возникло затруднение?

− У кого задание не вызвало затруднений?

− Вы все молодцы!

Надо выполнить самостоятельную работу и сопоставить ее с эталоном для самопроверки.

Выполняют работу, вставляют пропущенные буквы, после выполнения сопоставляют с эталоном самопроверки

Предметные: самостоятельно решать учебные задачи.

IX .Включение в систему знаний и повторение

Скажите, ребята, где вы будете применять новые знания? Почему у вас возникла необходимость изучить данную тему?

Первое задание (слайд 9) : Определите значения слов, подберите синонимы. Эти слова-синонимы должны содержать в себе изучаемую орфограмму. Объясните ее графически.

Проверьте себя по образцу

Второе задание – выборочный диктант. Я вам продиктую предложения, а вы на слух определите слова с изучаемой орфограммой и выпишите их в соответствующие колонки

Этот материал войдет в нашу орфографическую копилку знаний, пригодится в жизни: нужно уметь грамотно писать.

Необходимо выполнить задание на повторение уже изученного, но с включением в него материала сегодняшнего урока.

Самопроверка по образцу

Предметные:

анализировать, строить рассуждения, делать выводы.

Предметные:

владеть приёмами выборочного аудирования.

VIII .Рефлексия учебной деятельности

Что нового вы узнали на уроке?

− Что необходимо сделать, прежде

чем мы закончим урок?

– Какую цель вы поставили в начале урока?

− Вы достигли поставленной цели?

− В чем у вас было затруднение?

− Как вы открывали новое знание?

− Что вам помогло открыть новое знание?

– У вас на партах лежат цветные карточки. Зеленая карточка означает положительный ответ, желтая карточка – сомнение, красная карточка – отрицательный ответ. Я вам сейчас буду говорить некие утверждения, а вы поднимайте карточки согласия, сомнения или несогласия.

Узнали правописание букв О/Е после шипящих и Ц в суффиксах существительных и прилагательных.

Подвести итог нашей работы.

Узнать правило правописания букв о-е после шипящих и ц в суффиксах и окончаниях существительных

Регулятивные:

соотносить цели и результаты своей деятельности.

Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы

IX .Домашнее задание

Параграф 99, выучить правило, упр.557

Записывают задание.

Приложения к уроку:

Карточки № 1.

Гласная

Морфема

суффикс

окончание

суффикс

окончание

Образец для проверки

Гласная

О (под ударением)

Е (без ударения)

Морфема

суффикс

окончание

суффикс

окончание

Подушечка

Ландышем

Чертежом

Человечек

Старшему

Карточка № 2

Самостоятельная работа

Камыш..м

книж..нка

пейзаж..м

девч..нка

со страж..ей

с гусениц..й

руч..нка

пальтец..

с полотенц..м

прыж..к

Предложения для выборочного диктанта:

1) Лошади бежали рысцой.

2) Герасим толкнул дверь плечом и ввалился в дом со своей ношей.

3) Плывет кораблик-солнышко, кругом лучи кольцом.

4) Грузовик остановился у покрытой плющом дачи.

5) Ласточка свила гнездо под крышей.

6) Над рощей пронеслась туча.

7) Подобрали ребята двух птенцов.

8) Мы любовались громадами снежных дворцов.

Образец для самопроверки:

Фразы для рефлексии:

Я знаю правописание г ласных О и Е после шипящих и Ц в суффиксах и окончаниях существительных и прилагательных .

− Я знаю, в каких случаях пишется О, в каких – Е после шипящих и Ц.

− В самостоятельной работе у меня все получилось.

− Я смог понять причину ошибки, которую допустил в самостоятельной работе (если была).

− Я доволен своей работой на уроке

ГЛАСНЫЕ О И Е ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ

П р а в и л а.

1. После шипящих под ударением пишется о, в соответствии

с произношением:

а) в окончаниях имен существительных, например: ножом,

мячом, межой, свечой (ср. безударные окончания: пейзажем,

плачем, продажей, дачей);

б) в окончаниях имен прилагательных, например: чужого,

большого (ср. безударные окончания: рыжего, хорошего);

в) в суффиксах имен существительных: -ок (пастушок),

Онок (волчонок), -онк-а (речонка);

г) в суффиксе имен прилагательных -ое- (грошовый, парчо-

д) беглое о в именах существительных (кишок) и прилага-

тельных (смешон);

е) на конце наречий, например: свежо, горячо, общо (но:

2. Пишется е (ё) под ударением, хотя произносится о:

а) в окончаниях глаголов, например: жжёт, печёт;

б) в глагольном суффиксе -ёвыва-, например: разжёвывать,

выкорчёвывать;

в) в суффиксе отглагольных существительных -ёвк-а, на-

пример: размежёвка, корчёвка (но: ножовка - от прилагательно-

го ножовый);

г) в суффиксе существительных -ёр, например: стажёр, ре-

д) в суффиксе страдательных причастий -ённ- (орошённый,

орошён), отглагольных прилагательных -ей- (жжёный, копчёный),

а также в производных словах (жжёнка, копчёности);

е) в предложном падеже местоимения что: о чём; в словах

причём, нипочём.

Упражнение 54. Образуйте от данных слов имена существи-

1) с суффиксом -OK: борщ, долг, друг, жук, крюк, луг, мужик,

петух, пятак, рог, сундук, сук;

2) с суффиксом -онок: верблюд, медведь, мышь, пастух;

3) с суффиксом -онк-а: бумага, душа, кляча, книга, нога, одеж-

да, рука, рубаха, собака, старуха.

Упражнение 55. Образуйте от данных существительных имена

прилагательные с суффиксами -ое- или -ев-.

Биржа, вече, вещь, грош, груша, гуж, душ, ёж, ёрш,

камыш, ковш, ключ, кулич, кумач, межа, морж, нож,

парча, плечо, плюш, саржа, сторож, холст.

Упражнение 56. Напишите данные существительные в форме

творительного падежа единственного числа.

Алыча, апаш, баржа, биржа, блиндаж, вожжа, га-

раж, гуж, душа, каланча, камыш, клещ, ковш, левша,

листаж, литраж, лихач, ловкач, малыш, метраж, ми-

раж, монтаж-, паж, паралич, парча, спаржа, сургуч,

типаж, тираж, тоннаж, тягач, уж, ханжа, хвощ, хроно-

метраж, чесуча, чиж, шалаш.

Упражнение 57. Вставьте пропущенные буквы. Объясните раз-

личие в написаниях.

АЛЫЧ...ВКЗ (настойка) - беч...вка, груш...вка - де-

ш...вка, деньж...нки - саж...нки, душ...нка - пш...нка,

ключ...м - прич...м, КНЯЖ...Н - пораж...н, ковш...вый -

деш...вый, луч...м - печ...м, нож...вая (пила) - но-

ж...вая (рана), нож...вка - размеж...вка, нож...н - ж...н,

обж...ры - стаж...ры, плеч...м - нипоч...м, рубаш...н-

ка - туш...нка, смеш...н - лиш...н, собач...нка-печ...н-

ка, стриж...м (птица) - стриж...м, трещ...тка - щ...тка,

этаж...м - стаж...м.

Упражнение 58. Перепишите, вставляя пропущенные буквы.

1. На утренней заре пастух не гонит уж коров из хле-

ва, и в час полуденный в круж...к их не зовет его рож...к

(П.). 2. Как призрак, юноша идет теперь к заветному

порогу; кинжал из кожаных нож...н уж вынимает по-

немногу (Л.). 3. Марина принесла бутылку рому, лимон,

сахар, и жж...нка запылала (Гонч.). 4. Герасим стал бо-

ком перед дверью, толкнул ее плеч...м и ввалился в дом

со своей нош...и (Т.). 5. Оба верили, что кредит возродит

земледелие и даст толч...к нашей заснувшей промыш-

ленности (С.-Щ.). 6. Выше пояса замочена одеж...нка

лесника (Н.). 7. Всякий труд был для него нипоч...м

(А. Остр.). 8. В полдень дождь перестал, и, что белый

пуш...к, на осеннюю грязь начал падать снеж...к (Ник.).

9. Дядя и Егорушка долго шли по мощ...ным улицам (Ч.).

10. Солдат был одет в красную кумач...вую рубаху (М. Г.).

11. Сквозь обнаж...нные бурые сучья деревьев мирно бе-

леет неподвижное небо (Сераф.). 12. Ветерок, отдував-

ший чесуч...вую штору, пахнул медовыми цветами

(А. Н. Т.). 13. На столе появлялись пш...нники, лапш...в-

ники, щи с наваром (Гладк.). 14. Под управлением дири-

ж...ра нашего оркестра красиво и густо пел ве-

ликолепный хор (Скиталец). 15. Григорий остановился в

одной небольшой деревушке на ноч...вку (Шол.). 16. При

свете часто вспыхивавших молний они увидели два гру-

ж...ных состава (Казак.). 17. Корж плыл саж...нками, гул-

ко хлопая ладонями по воде (Н. Диковский). IS. К утру

крашеный пол блестел, как БОЩ...НЫЙ (Мальц,). 19. На

нем была гимнастерка с отложным воротником, под-

поясанная круч...ным поясом с кисточками (Ант.), 20.

Сеюсь, как из сита, но не порош...к, залезаю в жито,

но не червяч...к (загадка). 21. Бережёного коня зверь не

берет (поел,). 22. Под сосенкой в бору стоит старич.„к,

красненький колпач...к (загадка).

ГЛАСНЫЕ ПОСЛЕ Ц

П р а в и л а.

1. После ц в окончаниях и суффиксах под ударением пишет-

ся 0, без ударения - е. Ср.: концом - танцем, бойцов - комсо-

мольцев, пальтецо - платьице, торцовый - ситцевый, окольцо-

вывать - окольцевать.

"1. После ц в окончаниях и суффиксах пишется ы, а не и,

например; борцы, круглолицый, .сестрицын.

Упражнение 59. Перепишите, вставляя пропущенные буквы.

1. И на приветливы лисиц...ны слова ворона каркну-

ла во все воронье горло (Кр.). 2. Так деревц... свои листы

меняет с каждою весной (П.). 3. Один из наших собесед-

ников, молодой еще, бледнолиц...и человек, огляды-

вал нас всех с недоумением (Т.). 4. Берега и дно реки

усыпаны кварц...м (Мельн.-Печ.). 5. В куц...м сюртуке с

короткими рукавами Яков суетился, насыпая в чайни-

ки чай (М. Г.). 6. Старые зажившие язвы белели лоснящи-

мися рубц...ватыми пятнами (Купр.). 1. Молодых чаек

удобно колъц...вать в большом количестве и таким об-

разом узнавать воздушные пути перелетных птиц

(Пришв.). Я. Низкое солнце из-под ГЛЯНЦ...БОЙ листвы

пробивалось между корявыми стволами {А. Н. Т,). 9. Она

готовилась впервые танц...вать Золушку (Пауст.). 10. По

стволу, на равном расстоянии друг от друга, до самой

вершины правильными кольц...выми вырезами в два

сантиметра глубиной была снята древесина (Аре.). 11. Мы

стояли, прижимаясь к входу в трубу туннеля, обли-

ц...ванного снаружи плитами дикого камня (Кат.).

12. Батманов не сводил с начальника участка тяжелого,

СБИНЦ...ВОГО взгляда (Аж.).

Упражнение 60 (повторительное). Перепишите, вставляя про-

пущенные буквы в соответствии с правилами написания глас-

ных после шипящих и ц в корнях, суффиксах и окончаниях.

1. Я опустил ц...новку, закутался в шубу и задремал

(77.). 2. Брякнули в бандуры, ц...мбалы - и пошла поте-

ха (Г.). 3. Англичане всюду умеют внести свою ч...пор-

ность (Гонч.). 4. Зашли в кондитерскую, выпили по чаш-

ке ш...колада (С.-Щ.). 5. Она начинает переделывать не-

сколько мою прич...ску и заставляет подойти к зеркалу

(Черн.). 6. Эдварде был отличным наездником, экви-

либристом, гимнастом, ж...нглером, мастером дресси-

ровать уч...ных лошадей (Григ.). 7. Ч...рт знает на что рас-

ходовался ум воспитанника! (Пом.). 8. Писарь, малень-

кий, куц...и человек с красным носиком и в ж...кейс-

ком картузе, входит в толпу (Ч.). 9. У дверей в зал раска-

чивался Лютов в парч...вом кафтане (М. Г.). 10. Все ста-

ли ч...каться с Катериной Андреевной и Ляховым (Ве-

рес.). II. Начались легочные и ц...нготкые заболевания

(7/. Морозов). 12. Довольно грош...вых истин (Маяк.).

13. Около другой фанзочки были нагромождены груды

панц...рей крабов, высохших и покрасневших на солн-

це (Аре.). 14. Наконец лодка С ш...рохом скользнула по

песчаному дну (А. Н. Т.). 15. Жуткий страх мчал их через

тьму и непролазную трущ...бу (Шишк.). 16. Нижние бревна

у мельницы подгнили, и ж...лоб, в который теч...т из

пруда вода на колесо, подгнил и накренился (Телеш.).

17. Она едва ли слышала мой восхищенный ш...пот

(Гладк.). 18. Пош...ссированному полотну для велосипе-

дистов проехал со скоростью двенадцать километров в

час старший ординатор (Фед.). 19. У вузовцев была горя-

чая пора: они сдавали зач...ты (Эренб.). 20. Сережа ярост-

но ш...ркал суконкой и щ...лкал затвором (Фад.). 21. Ста-

рич...к свирепо придирался к нам (Лауст.). 22. В вагон

вошла девушка в белом пуховом платке и ц...гейковом

жакете (Ант.). 23. Всем было ясно, что хлеб подржж...н и

что подж...г - дело рук своих людей (Буб.). 24. Сразу

после сильного толчка над ним развернулся купол па-

раш...та (Саян.). 25. Ш...фёрство у нас, особенно среди

молодежи, стало самой излюбленной профессией (Баб.).

26. Кое-где на снег с легким стуком падали тяж...лые

весенние капли (Полев.). 27. Сколько диких чащ...б, куда

люди еще и не проникали! (Аж.). 28. Кора на деревьях и

кустарниках стала глянц...витой, залоснилась (В. Пол-

торацкий). 29. На катере стояли матросы, здоровые, силь-

ные, вооруженные кинжалами и пистолетами (Пере.).

30. Свинья ж...луди ест, а дуба не примечает (поел.).

Упражнение 61 (повторительное). Перепишите, вставляя, где

нужно, пропущенные буквы. Написание слов иноязычного про-

исхождения проверяйте по словарю.

1.1. Компроме...тировать девушку не в моих правилах

(Л.). 2. В бурном ак...рмпан...менте слышались переливы

волн (Т.). 3. Кроме них, являлись и другие прете...денты

на руку сестрицы (С.-Щ.). 4. Можно найти очень поучи-

тельные преце...денты в крепостной практике (С.-Щ.).

5. Патрон Самгина особенно пр...страстен был к пе...и-

мистической лирике Голенищева-Кутузова (М. Г.).

6. Военные корабли, кончив летнюю к.,.мпанию, стя-

нулись на зимовку в гавань (Нов.-Пр.). 1. Советская ин-

тел...генция - неотьемл...мая часть народа (А. Н. Т.).

8. Время от времени возникали в нашей среде какие-

нибудь неприятности и инци...денты (Телеш.). 9. Непри-

ятель открыл ураганный арти...ерийский огонь и цепя-

ми пошел в наступление (Фурм.). 10. Впереди рысью

пошла кава...ерия (Фурм.). 11. После завтрака всей к...мпа-

нией уехали в дом отдыха (Доброе.). 12. С будущего года

Ольга хотела начать опыты по а...лиматизации новых

сортов яблонь, вишни, крыж...вника (Арам.).

II. 1. В социалистическом обществе нет ант...гонисти-

ческих противоречий. 2. Революция уничтожила при-

ь...л...гированные сословия. 3. На вечере поэзии с боль-

шим успехом выступила молодая поэте...а. 4. Линия, ко-

торая делит угол пополам, называется би...ектри...ой.

5. Дебютан...ка хорошо справилась с трудной ролью

опытной интриган...ки. 6. Население ряда заокеанских

стран возрастало благодаря и...миграции. 7. Заключи-

тельным а...ордом нар...ставшего революционного дви-

жения в 1905 году было декабрьское вооруженное во...-

тание. 8. Солнце высоко уже поднялось над гор...зонтом.

9. Закончились соревнования по настольному те...ису

(пин...-понгу). 10. Вся те...итория завода была а...уратно

1. После ж, ч, ш, щ не пишутся ю, я, ы, а пишутся у, а, и, например: чудо, щука, час, роща, жир, шить.

Буквы ю и я допускаются после этих согласных только в иноязычных словах (преимущественно французских), например: жюри, парашют .

2. После ж, ч, ш, щ под ударением в соответствии с произношением пишетсяо :

· в окончаниях имён существительных и прилагательных, например: плечо, ножом, шалашом, чужой, большой;

· в суффиксах имён существительных и прилагательных: -ок (рожок, петушок ); -онок (медвежонок, мышонок ); -онк-а (книжонка, ручонка );-ов (ежовый, грошовый ); -он- (смешон );

· на конце наречий, например: свежо, горячо, общо (но ещё ).

3. После ж, ч, ш, щ под ударением пишетсяе (ё), хотя произносится о:

· в глагольных окончаниях, например: лжёшь, лжёт и т.д., печёшь, печёт и т.д.;

· в глагольном суффиксе -ёвыва- , например: затушёвывать, перекочёвывать ;

· в суффиксе отглагольных существительных -ёвк -, например: перекочёвка, размежёвка;

· в суффиксе существительных -ёр , например: дирижёр, стажёр;

· в суффиксе страдательных причастий -ённ- (-ён-) и в словах, образованных от таких причастий, например: напряжённый, напряжён, напряжённость, напряжённо;

· в словах, в корне которых под ударением произносится о, чередующееся с е в других формах или в других словах того же корня, например: жёлтый (желтеть), жёсткий (жестковатый), жёлудь (желудей);

· в предложном падеже местоимения что : о чём, на чём .

4. После ц в окончаниях и суффиксах под ударением пишется о , без ударения – е , например: концом – танцем .

В иноязычных словах допускается буква о и в слогах неударяемых, например: жокей, шоколад .

После ц в окончаниях и суффиксе - ын пишется ы : птицы, огурцы, белолицый, сестрицын, а также в словах цыган, цыплёнок, на цыпочках, цыц (междометие) и в других словах того же корня. В остальных случаях после ц пишется всегда и , например: станция, циновка, цинк, медицина .

Двойные согласные

Сочетание одинаковых согласных в слове создает определенную орфографическую трудность для их написания, так как в одних словах они произносятся как один долгий звук (вожжи ), в других – как один недолгий звук (класс ).



1. В корнях исконно русских слов двойные согласные встречаются редко, например: жжет, вожжи, дрожжи, можжевельник, ссора, Россия , одиннадцать .

2. Двойные согласные в корне, как правило, характерны для заимствованных слов: аллея, антенна, аппарат .

3. В первой части сложносокращённых слов, которая представляет собой основу, оканчивающуюся двойной согласной, пишется только одна согласная, например: грамзапись, групком.

Употребление прописных букв

1. С прописной буквы пишутся:

· имена, отчества, фамилии, псевдонимы, прозвища, клички животных, мифологические существа и божества, действующие лица художественных произведений, географические и астрономические названия, названия государств, республик, например: Александр Сергеевич Пушкин, Иван Грозный, Пётр Первый (Пётр I),Зевс, Марс, Подмосковье, Памир;

· названия высших правительственных организаций и учреждений, а также наименования высших государственных должностей и почетных званий: Государственная Дума, Президент Российской Федерации;

· буквенные и звуковые аббревиатуры, образованные от имен собственных: МХАТ, ВВЦ.

2. С прописной буквы пишется первое слово:

· в сложных названиях министерств, научных учреждений, высших учебных заведений, в названиях праздников, исторических эпох и событий: Московский педагогический университет, День учителя, Петровская эпоха;

· в притяжательных прилагательных с суффиксами –ов (-ев), -ин, -ск (Иваново детство) , а также в прилагательных с суффиксом –ск, если они входят в состав наименований со значением «имени такого-то»: Нобелевская премия ;

· общепринятые сокращения наименований: Большой театр – Государственный ордена Ленина Большой театр.

3. Со строчной буквы пишутся названия цветов, образованные от имен собственных; частицы, предлоги, входящие в состав имен и фамилий: иван-да-марья, Бодуэн де Куртенэ.

4. Собственные имена, употребляемые в значении нарицательных, пишутся с прописной буквы, если они не утратили признак индивидуальности.

Правописание Н и НН в именах прилагательных

1.Двойное н пишется

· в суффиксах -енн -, -онн- прилагательных, образованных от существительных, например: соломенный, болезненный, клюквенный, революционный;

· на стыке основы, оканчивающейся на н , и суффикса н (лунный, законный ).

2. Одно н пишется суффиксах -ан- , (-ян-) (кожаный, дровяной);-ин- (соловьиный, куриный). Прилагательные деревянный, оловянный, стеклянный пишутся с двойным н .

3. С одним н пишутсяприлагательные: багряный, пьяный, румяный, юный, зеленый, ветреный (но безветренный, проветренный).

Правописание Н и НН в причастиях и отглагольных прилагательных

1.В полных страдательных причастиях прошедшего времени пишется нн (как правило, эти причастия имеют приставки или пояснительные слова), в кратких – н : проверенные работы – работы проверены . В кратких отглагольных прилагательных сохраняется написание нн : ценное изобретение – изобретение ценно.

2. В прилагательных, образовавшихся от страдательных причастий прошедшего времени, пишется н, если эти прилагательные не имеют приставки: учёные труды, раненые пограничники, копчёная колбаса, кипячёное молоко, вяленая рыба .

3. С нн пишутся прилагательные глагольного происхождения на -ованный , -еванный (кроме жёваный и кованый ), например: балованный ребенок, корчёванный участок .

4. Два нн пишется в некоторых прилагательных, образованных от бесприставочных глаголов: данный, деланный, священный, невиданный, негаданный, нежданный, неслыханный.

Правописание местоимений

1. В отрицательных местоимениях под ударением пишется не , без ударения –ни. Частицы не и ни пишутся слитно при отсутствии предлога (никто ), раздельно при наличии предлога, который ставится между частицей и местоимением (ни в ком ).

2. Сочетания не кто иной (другой), как…, не что иное (другое), как имеют значение противопоставления, в силу чего в них пишется (отдельно) отрицательная частица не.

Местоименные сочетанияникто иной не…; ничто иное не… , не связаны с противопоставлением и, как правило, употребляются в предложениях, в которых имеется отрицание. В этих сочетаниях используется частица ни, которая пишется с местоимением слитно, например: никто иной не мог этого сказать ;

3. Суффиксы –то , -либо , -нибудь и приставка кое - в составе неопределенных местоимений пишутся через дефис (что-либо ). При наличии предлога после кое- последняя пишется раздельно: кое с кем.

Правописание глаголов

Глаголы с неударяемыми личными окончаниями распределяются по спряжениям следующим образом:

· все глаголы на -ить , а также 6 глаголов на -еть : вертеть, видеть, зависеть, обидеть, смотреть, терпеть - и 4 глагола на -ать : гнать, держать, дышать, слышать - относятся ко II спряжению, и в них пишутся окончания -ишь , -ит , -им , -ите , -ат (-ят) ;

· все прочие глаголы относятся к I спряжению, и в них пишутся окончания -ешь , -ет , -ем , -ете , -ут (-ют) .

Исключение : глаголы брить и зиждиться - I спряжения (бреешь, бреют; зиждется, зиждутся ).

Приставочные глаголы следуют спряжению бесприставочных глаголов, от которых они образованы, например: выпить, выпьешь (ср. пить, пьёшь ) - I спряжения; выспаться, выспишься (ср. спать, спишь ) - II спряжения.

Глагол хотеть в ед. ч. имеет окончания I спряжения (хочешь, хочет ), а во мн. ч. окончания II спряжения (хотим, хотите, хотят ).

Глагол стелить употребляется только в инфинитиве и прошедшем времени, личные формы образуются от глагола стлать I спряжения.

Правописание наречий

1. Наречия с приставками в -, на -, за- имеют на конце (вправо, наглухо ). Наречия с приставками до-, из -, с - имеют на конце –а (досуха, изредка ).

2. Слитно пишутся наречия:

· образованные соединением предлогов с наречиями, например: доныне, извне, навсегда, послезавтра, донельзя, задаром ;

От таких наречий следует отличать пишущиеся раздельно сочетания предлогов с неизменяемыми словами, употребляемыми в этих случаях в значении существительных, например: до завтра , на авось , на нет (свести на нет), на ура ;

· образованные соединением предлогов в и на с собирательными числительными, например: вдвое, втрое, вчетверо и т.д., надвое, натрое , но: по двое, по трое.

· образованные соединением предлогов с краткими прилагательными, например: досуха, замертво, издалека, наскоро, понемногу, попусту, потихоньку, сгоряча;

· образованные соединением предлогов с полными прилагательными и местоимениями, например: вкрутую, вплотную, врукопашную, зачастую, напропалую, наудалую, впервые, наверное, вничью, вовсю.

Примечание . Пишутся раздельно наречия этого типа, составленные из предлога в и моему, по-птичьи , по-немецки;прилагательного , начинающегося с гласной, например: в открытую .

3. Через дефис пишутся наречия:

· оканчивающиеся на – ому , -ему , -цки , -ски, –ьи с приставкой по -, например: по-

· оканчивающиеся на –ых , -их с приставками в- , во -, например: во-первых, во-вторых;

· образованные повторением слов или основ слов, например: еле-еле, чуть-чуть ;

· неопределенные наречия с частицами кое- , -то , -либо , -нибудь , например: кое-как, куда-либо, когда-то.

4. Раздельно пишутся:

· сочетания имен существительных с предлогами без (без устали ), до (до упаду ), в (в обмен ), на (на ходу ), за (за полночь ), с (с ходу ), по (по старинке ), под (под шумок ), от (от силы );

· некоторые сочетания переносного, образного значения (в корне не прав, это мне на руку, попасть в тупик ).

Правописание предлогов

1. Пишутся через дефис сложные предлоги из-за, из-под, по-над, по-за ;

2. Пишутся слитно предлоги ввиду (в значении «по причине»), вроде (в значении «подобно»),вместо , вследствие , наподобие , насчёт , сверх .

3. Пишутся в два слова предлоги в виде , в связи , в деле , в отношении , в течение , в заключение , в продолжение , в силу , за счет .

4. Предлоги в течение , в заключение , в продолжение , вследствие имеют на концее;

5. Предлоги невзирая на , несмотря на следует отличать от деепричастия с частицей не (не взирая на, не смотря на )

Правописание союзов

Чтобы отличить союзы тоже , также , чтобы от созвучных сочетаний то же , так же, что бы, нужно руководствоваться следующим:

· если же является частицей, ее можно, как правило, опустить, например: работать так же, как все - работать так, как все ; если этого сделать нельзя, значит, же входит в состав союза (также , тоже ) и пишется слитно;

· если бы – частица, ее можно перенести в другую часть предложения или сочетания, например: что бы он ни сделал - что ни сделал бы он; если этого сделать нельзя, то бы является частью союза (чтобы ) и пишется слитно;

· союзы тоже и также можно заменить другими союзами, например: Студенты этой группы любят физику, я также (тоже) увлекаюсь ею. Студенты этой группы любят физику, и я увлекаюсь ею.

error: