Валерий кикта фрески софии киевской информация. Презентация на тему "«Фрески Софии Киевской»". Мозаичная роспись Софии Киевской

О звуко-изобразительности в творчестве русских композиторов классической школы говорят на уроках музыки в 6 классе. "Фрески Софии Киевской" - симфония для арфы с оркестром композитора Валерия Кикты - приводится в качестве примера использования автором так называемого подражания колоколу или "колокольности".

О композиторе

Валерий Георгиевич Кикта, написавший симфонию "Фрески Софии Киевской", в своём творчестве чаще всего обращался к темам русской истории и литературы. Кажется, что сама судьба предопределила такое направление его деятельности. Этот композитор даже родился в знаковый для истории нашей страны год - 1941-й. Раннее детство он провел в одном из сел Украины. В десятилетнем возрасте мать повезла его в Москву для поступления в Хоровое училище, которым руководил известный на весь Союз хормейстер Свешников. Обучаясь в этом заведении, мальчик уже в детском возрасте познакомился с произведениями русской духовной музыки.

Фрески Софии Киевской он впервые увидел именно во время своей учебы в Хоровом училище. Во время гастролей московского хора, которым руководил Сергей Свешников, ученики также участвовали в выступлениях. Одним из городов, которые пришлось посетить тогда, был Киев. Свешников сам водил своих подопечных в Киево-Печерскую лавру, а также в собор Святой Софии. Он рассказывал ученикам о фресках и мозаиках, которые им удалось увидеть.

Свешников сумел привить студентам любовь к отечественной истории, которая осталось у них на всю жизнь. Позже Валерий Георгиевич не раз ещё побывал в Киеве. Так, во время одного из своих визитов в этот город автор симфонии "Фрески Софии Киевской", будучи на экскурсии в соборе, увидел в хранилище храма фреску, которая изображала святую княгиню Ольгу. Лик произвёл на него столь сильное впечатление, что композитор немедленно принялся за создание оратории, посвященной этой правительнице Древней Руси.

О людях, повлиявших на творчество композитора

Автор концертной симфонии для арфы с оркестром, В. Г. Кикта, после окончания Московского хорового училища поступил в столичную консерваторию на композиторское отделение. Его преподавателем в этом учебном заведении стал Тихон Николаевич Хренников. Он привил молодому композитору необыкновенное чувство стиля, а также уважение к достижениям великих мастеров прошлого.

Отголоски этого влияния проявились в том, что в творчестве Валерия Георгиевича бок о бок существуют традиции русской классической музыки, духовных произведений для хора, а также многие приемы, характерные для современной музыки. Например, у композитора есть произведение, написанное для синтезатора с симфоническим оркестром. Кроме Тихона Хренникова, огромное влияние на становление творческой личности оказал Иван Козловский, с которым Кикте посчастливилось познакомиться в годы обучения в Московской консерватории.

Этот прославленный тенор был большим знатоком русского и украинского фольклора. Именно он вдохновил Валерия Георгиевича на создание многих произведений, основанных на традициях украинской народной музыки. Молодой человек неоднократно бывал в гостях у своего старшего знакомого. Там он видел некоторые иконы и картины признанных мастеров живописи.

Излюбленные инструменты

Симфония "Фрески Святой Софии Киевской" написана для арфы с симфоническим оркестром. Этот инструмент не зря выбран автором в качестве солирующего. Ведь именно он способен имитировать звучание древнерусских гуслей, что способствует созданию необходимого музыкального колорита.

Владимир Георгиевич Кикта является председателем русского общества арфистов. Он также делал доклады, посвященные использованию этого инструмента в русской классической музыке, на международных семинарах.

Автор "Фресок Софии Киевской" также создал множество произведений для органа. Для данного инструмента впервые появляется произведение, посвящённое художественному жанру фресок. Выбор этих двух инструментов определяется тем, что они лучше всего подходят для исторической тематики, которая является главной в творчестве композитора.

Особенности музыки "Фресок Софии Киевской"

Произведение написано в жанре концертной симфонии. То есть в этом сочинении сочетаются черты двух видов музыкальных произведений: концерта и симфонии. Композитор отходит от классической четырехчастной формы, характерной для большинства образцов, написанных в данном жанре. Его симфония состоит из девяти разделов. Это обусловлено не простым желанием автора создать нечто новаторское, а характером росписи храма, которая заключает в себе множество частей.

В этом произведении три вида разделов. Некоторые из частей автор называет фресками, они посвящены определённым изображениям на стенах собора.

Следующий вид - это орнамент. Орнамент не несет какого-либо конкретного образного содержания, а является своеобразным украшением. Такие орнаменты присутствуют рядом с фресками собора Софии Киевской.

Третья разновидность музыкальных частей этого произведения - бытовая зарисовка, изображающая какой-либо фрагмент жизни из времён, когда создавались росписи стен храма.

Автор о своём произведении

Валерий Георгиевич Кикта в одном из интервью признался, что его концертная симфония не содержит какого-либо религиозного послания. Она посвящена чисто художественным образам, которые композитор неоднократно видел на стенах знаменитого храма. По его глубокому убеждению, даже в произведениях духовной тематики перед художниками прежде всего стоит задача передать внешние особенности героев.

Мозаики и фрески Софии Киевской

Стоит сказать несколько слов о той живописи, которая вдохновила композитора на создание такого монументального симфонического произведения. Собор Святой Софии в Киеве был построен почти тысячу лет назад по приказу князя Ярослава Мудрого.

Изысканностью своего убранства и грандиозными размерами храм должен был превосходить все существующие на тот момент церкви Киевской Руси. Художественное оформление помещения основано на использовании двух видов изобразительной техники: мозаики и фресок. Первыми из них были украшены главные части храма - купол и алтарь. В мозаике нашли воплощение главные фигуры православного вероучения.

В центре так называемого "неба", то есть художественно оформленного купола собора, находится лик Иисуса Христа. Левая рука господа касается священного писания, а правая - поднята. Пальцы Спасителя сложены определенным образом, характерным для жеста благословения. Подобные изображения Иисуса Христа принято относить к особому иконографическому типу, который называется "Вседержитель". Главная особенность и ценность внутреннего оформления храма заключается в том, что большая часть фресок Софии Киевской, а также мозаика являются подлинными творениями художников одиннадцатого века.

Произведения великих известных и неизвестных мастеров

К сожалению, имена художников, которые расписывали стены и купол Собора Святой Софии, а также выполняли работы по созданию мозаичных полотен, не сохранились до наших дней. Однако те части фресок и мозаик, которые были со временем утрачены, восстанавливались известными живописцами.

Так, например, фигуры ангелов, которых изначально было четыре, но к девятнадцатому веку сохранилась только одна, были впоследствии дописаны классиком русской живописи Михаилом Врубелем. Всего мозаикой покрыто более двухсот квадратных метров собора. Площадь фресок составляет несколько тысяч квадратных метров.

Светские мотивы

Среди фресок Софии Киевской встречаются не только изображения религиозных сюжетов и персонажей Ветхого и Нового Заветов, но и некоторые детали светской жизни одиннадцатого века. Например, стены лестничных проходов в башнях, которые вели к специальной ложе, где находился во время церковных служб князь Ярослав со своим семейством, расписаны именно в таком стиле. Эти зарисовки нашли свое воплощение в концертной симфонии Кикты "Фрески Софии Киевской".

"Музыкант" - такое название имеет эта часть данного произведения. Среди настенных росписей собора встречаются многочисленные изображения артистов, играющих на различных инструментах. Наибольший интерес вызывает картина, представляющая собой портрет органиста. Это единственное известное изображение данного инструмента во всей древнерусской художественной культуре. Также на стенах башен Софийского собора можно увидеть много скоморохов, играющих на рожках, и других музыкантов. Кроме человеческих фигур, здесь можно встретить некоторых животных - как реальных, так и мифологических.

Эти картины, кроме своей художественной ценности, представляют большой интерес для историков. Они являются одними из немногочисленных сохранившихся до наших дней иллюстраций жизни княжеского двора и зарисовками светских увеселений простого народа.

Роспись дверных и оконных проемов

Собор Святой Софии в Киеве имеет множество окон, проемы которых украшены изысканными орнаментами. Как правило, они состоят из растительных деталей, таких как цветы, почки, стебли и так далее. Намного реже среди орнаментов данного храма встречаются геометрические узоры.

Эти детали росписи внутреннего помещения собора служат для обрамления дверных и оконных проемов, а также для выделения отдельных значимых частей архитектуры здания. В симфонии Валерия Кикты "Фрески Софии Киевской" орнамент представлен несколько раз. Так называются отдельные части этого произведения, которые служат для обрамления других разделов композиции.

История восстановления шедевра

Как уже было сказано, собор Святой Софии в Киеве был создан по заказу князя Ярослава Мудрого в далеком одиннадцатом веке. Тогда над внутренним убранством храма трудились лучшие мастера Руси, а также приехавшие из Византии живописцы. К 16-17 векам роспись стен сильно обветшала и требовала реставрации.

Поскольку подобные работы в то время, как правило, не проводились, было решено поверх старой древнерусской отделки храма произвести новую роспись.

Эти фрески шестнадцатого-семнадцатого веков не отличались той изящностью и мастерским исполнением, которые были присущи древнерусским вариантам. Впоследствии стены собора многократно изменяли свой внешний вид. Поэтому к 19 веку о существовании старинной живописи на стенах храма, которая сохранилась под многослойным покрытием, знали только немногочисленные люди, интересовавшиеся древнерусской историей. Интерес к оригинальной росписи стен проснулся только ко второй половине 19 века. В конце столетия были наняты несколько мастеров для реставрации и реконструкции некоторых мозаик и фресок. Тогда же для выполнения этих работ был приглашен и знаменитый художник, прославившийся впоследствии собственными картинами на религиозные темы - Михаил Александрович Врубель.

Новый этап восстановления древнерусской живописи на стенах храма начался в тридцатые годы XX века. Несмотря на всеобщую политику уничтожения религиозных построек и реликвий православной веры, было принято решение реставрировать древние шедевры живописи, сохранившиеся на стенах собора. Работы по восстановлению и закреплению уцелевших росписей велись на протяжении нескольких десятков лет. На данный момент все сохранившиеся до наших дней фрагменты древнерусской отделки стен прошли реставрацию.

Другие произведения Валерия Кикты

В настоящее время произведение композитора В. Г. Кикты "Фрески Софии Киевской" включено в программу школьного предмета "Музыка". Как правило, на уроках, посвященных этой симфонии, во время прослушивания аудиоматериала ученикам показывают репродукции росписи стен киевского храма.

Кроме данного музыкального произведения, композитор написал более 10 балетов. Среди самых известных из них можно назвать такие: "Дубровский", "Владимир-креститель" и многие другие. Также он создал многочисленные инструментальные произведения для симфонического оркестра, например, "Украинские колядки, щедривки и веснянки". Большой интерес для любителей академической музыки представляют его произведения для хора и вокальные циклы для сольного исполнения. Валерий Кикта является автором музыки для нескольких кинофильмов, а также мультипликационных лент. Наиболее известным из них является мультфильм 1973 года "Василиса Микулишна".

И сегодня композитор не прекращает своей творческой и преподавательской деятельности. Он возглавляет кафедру инструментовки в Московской консерватории. Валерий Георгиевич преподает предметы "Чтение симфонических партитур" и "Инструментовка". Он является научным руководителем нескольких аспирантов. Многие из его бывших студентов стали впоследствии известными композиторами. Среди последних творений Валерия Георгиевича Кикты стоит отметить балет "Андрей Рублев".

Слайд 1

Описание слайда:

Слайд 2

Описание слайда:

Слайд 3

Описание слайда:

Слайд 4

Описание слайда:

"Фрески" были созданы в семидесятые годы, во время эпохи застоя, когда сам факт обращения в творчестве к храму был достаточно смелым, так как мог повлечь за собой серьезные последствия. Подобная тематика стала модной гораздо позже. Появление этого произведения могло быть исключительно внутренней потребностью композитора, вызванной неизгладимым впечатлением от фрескового цикла в храме Святой Софии в Киеве. "Фрески" - взгляд современного художника на события старины. Автор проводит идею вечности живого прошлого через сближение искусств - музыки и древней живописи. "Фрески" были созданы в семидесятые годы, во время эпохи застоя, когда сам факт обращения в творчестве к храму был достаточно смелым, так как мог повлечь за собой серьезные последствия. Подобная тематика стала модной гораздо позже. Появление этого произведения могло быть исключительно внутренней потребностью композитора, вызванной неизгладимым впечатлением от фрескового цикла в храме Святой Софии в Киеве. "Фрески" - взгляд современного художника на события старины. Автор проводит идею вечности живого прошлого через сближение искусств - музыки и древней живописи.

Слайд 5

Описание слайда:

Слайд 6

Описание слайда:

Слайд 7

Описание слайда:

Слайд 8

Описание слайда:

Слайд 9

Описание слайда:

Слайд 10

Описание слайда:

Слайд 11

Описание слайда:

По словам композитора "Фрески" выражают всю гамму чувств, которые вызывает образ родного Киева с его уникальным художественным наследием. Это произведение глубоко личное. Оно было создано с желанием запечатлеть мгновение, когда под куполом храма для композитора ожили и зазвучали фрески. Тем интереснее тот факт, что "Фрески Софии Киевской" стали необыкновенно популярны и постоянно звучат в концертном исполнении, на телевидении и радио.

Слайд 12

Описание слайда:

Слайд 15

Описание слайда:

Слайд 16

Описание слайда:

Научная работа, написанная для узких специалистов, которой, возможно, не место на прозе ру. Но я скопировала текст в натуральном виде, не внося никаких поправок. Личность композитора заслуживает внимания и уважения.

ДРЕВНОСТЬ И СОВРЕМЕННОСТЬ
"Фрески Софии Киевской" Валерия Кикты

ВВЕДЕНИЕ

Тенденция к сближению исторических временных пластов - одна из интереснейших в музыке XX века. Концертная симфония для арфы с оркестром "Фрески Софии Киевской" В.Кикты - оригинальное произведение, анализ структурных особенностей которого в свете проблемы соотношения времен является целью настоящей работы.
"Фрески" были созданы в семидесятые годы, во время эпохи застоя, когда сам факт обращения в творчестве к храму был достаточно смелым, так как мог повлечь за собой серьезные последствия. Подобная тематика стала модной гораздо позже. Появление этого произведения могло быть исключительно внутренней потребностью композитора, вызванной неизгладимым впечатлением от фрескового цикла в храме Святой Софии в Киеве.
Исходя из личного общения с В.Г. Киктой, на основании собственных рассказов композитора, можно сделать вывод, что храм для него - предмет чисто эстетического и эмоционального воздействия. Обращение в творчестве к теме древней живописи и архитектуры, столь излюбленное им, никак не связано с религией. По словам самого композитора, он отделяет веру как таковую от произведений искусства, пусть даже и созданных в древности во имя этой веры. Просто памятники зодчества и архитектуры вызывают у него чувство необыкновенного подъема, идущее из глубины души. И это чувство композитор воплощает в музыке.
"Фрески" - взгляд современного художника на события старины. Автор проводит идею вечности живого прошлого через сближение искусств - музыки и древней живописи.

ЖАНРОВО - СТИЛЕВЫЕ ОСОБЕННОСТИ

Оригинальность замысла "Фресок" соответствует одной из самых существенных тенденций искусства XX века - стремлению к максимальной индивидуализации способов выражения, что проявляется в трактовке жанра, формы, тематизма, тонально-гармонических структур. В творчестве Кикты это вызвано не желанием искусственно изобрести новую конструкцию, а исключительно внутренними глубинными, порой не осознанными, эстетическими требованиями гармоничного решения творческой задачи в каждом отдельном случае. "Фрески" -произведение с чертами смешанной жанровости. В подзаголовке - "концертная симфония для арфы с оркестром" фиксируется концертность и симфоничность замысла. Тип композиции напоминает сюиту (девятичастное произведение):
1 Орнамент 1,
2 Зверь нападает на всадника,
3 Орнамент 2,
4 Групповой портрет дочерей Ярослава Мудрого,
5 Михайловский придел,
6 Борьба ряженых,
7 Музыкант,
8 Скоморохи,
9 Орнамент 3.
Композиционное решение определяется природой художественного первоисточника. Специфику построения автор подчиняет идее соотнесения искусств и их своеобразного взаимопроникновения. Жанр "музыкальных фресок" получил распространение в современной отечественной музыке - "Фрески Дионисия" Р.Щедрина, "Фрески для фортепиано" Г.Абелиовича и др.
Цикл миниатюр раскрывает образы фресок через контрастное чередование пьес: лирических, эпических, стихийно-танцевальных. Орнамент - символика линий - здесь, по словам композитора, присутствует как дух самого храма. Орнамент 1,2,3 - миниатюры на одном музыкальном материале, хоральной теме, как бы "расцвеченной" контрапунктами, появляясь снова в пьесах "Орнамент 2" и "Орнамент 3" в неизменном виде, олицетворяя незыблемость и вечный свет Прекрасного. "Михайловский придел" - образ архангела Михаила, защитника Киева, которому молились в тяжелые времена. Остальные "фрески" - жанровые картины.
Кикта использует только те современные техники и средства, которые наиболее органично могут в совокупности создать такой синтез временных, культурных и языковых пластов, который не был бы надуманным и абсолютно естественно отражал связь времен.
В цикле присутствуют моменты стилизации наряду с использованием современных приемов. Кикта использует фольклорные элементы, опираясь на традицию современного претворения фольклора, идущую от Стравинского. "Михайловский придел" - чувства горожан, обращающихся к защитнику Киева. В этой пьесе Кикта прибегает к стилизации народного жанра - духовного стиха. Пьесы "Борьба ряженых" и "Скоморохи" жанровые народные сценки, где фольклорные элементы сплетаются с сонорикой, алеаторикой ("Скоморохи"), что обусловлено звукописно - изобразительным характером этих номеров.
В концертной симфонии синтезировались важнейшие стилевые признаки, характерные для Кикты: трактовка циклической композиции, особенности инструментовки, гармонии, роль полифонии, тематизм с опорой на запоминающийся рельефный мелодический рисунок.
Выделение арфы в качестве солирующего инструмента - ассоциации со звучанием славянских гуслей. Арфа здесь присутствует как символ древности, внося одновременно элемент повествовательности и некой временной пространственности, как бы воспаряющей по купола храма в Бесконечность.
"Фрески Софии Киевской" содержат две основные особенности стиля Кикты в жанре инструментального концерта: связь с фольклорным истоком и программно-изобразительную иллюстративность (концерт для оркестра "Украинские колядки...", "Белгородский концерт" для органа).
По словам композитора "Фрески" выражают всю гамму чувств, которые вызывает образ родного Киева с его уникальным художественным наследием. Это произведение глубоко личное. Оно было создано с желанием запечатлеть мгновение, когда под куполом храма для композитора ожили и зазвучали фрески. Тем интереснее тот факт, что "Фрески Софии Киевской" стали необыкновенно популярны и постоянно звучат в концертном исполнении, на телевидении и радио. Применение разнообразных структурных приемов, их сочетание и распределение в цикле обусловлено основной идеей, в соответствии с которой осуществлена внутристилевая динамика столкновения прошлого и настоящего, приводящая к их сближению в конце.
Художественно убедительное соотношение времен делает это произведение в некотором роде уникальным.

КОМПОЗИЦИЯ ЦЕЛОГО

Оригинальная трактовка циклической композиции характерна для стиля Кикты. "Фрески" построены как цикл миниатюр. В то же время ряд особенностей сообщает композиции в целом черты сонатности. Этому способствует явное выделение двух тем как основных в цикле. Функция главной принадлежит теме "Орнамента". (Аналогично теме "Прогулки" у Мусоргского - "Картинки с выставки".) Повторение этой темы в другой тональности в пьесе "Орнамент 2" и возвращение в исходной тональнос¬ти в пьесе "Орнамент 3" приводит к образованию рассредоточенных вариаций. На теме "Орнамент" построена основная тематическая арка про¬изведения. Другая связана с проникновением темы "Михайловский придел" в пьесу "Скоморохи" и ее двухкратным проведением.
Тема "Орнамент" и тема "Михайловский придел" являются основными в цикле и проводятся трижды: в основных тональностях (g-moll и fis-moll), со значительными изменениями разработочного характера (обе в a-moll) и в основных тональностях с небольшими изменениями (как в репризе). Если рассматривать композицию как индивидуально трактованную сонатную в ассоциативном плане, то теме "Михайловского придела" принадлежит функция побочной. Проявлению сонатности способствует симметричное строение концерта, распределение функций между частями в целом, а также внутрициклические связи.
Многообразие внутрициклических связей способствует проявлению сонатности и придает средним частям (N2,N4,N6) характер эпизодов в разработке, и, благодаря связи между ними и глаными темами, функцию разработочного развития по принципу динамической волны (волны разви¬тия, кульминация в каждой и спад). Пьесы N7,N8 и N9 можно рассматривать как предыкт (N7), кульминацию и финал (N8) и коду (N9). Три заключительные части идут без перерыва (attacca). Пьесы N7 ("Музыкант") и N8 ("Скоморохи") связаны между собой. "Музыкант" отчасти воспринимается как придыкт, благодаря сохранению органного пункта в репризе (выдержанный звук "с") в начале следующей пьесы "Скоморохи". Органный пункт звучит на всем протяжении основной темы "Скоморохов", подготовленный в предыдущей пьесе. "Скоморохам" принадлежит функция кульминации и финала цикла, благодаря ее синтетическому характеру. Заключительная часть N9 "Орнамент 3" воспринимается как кода.
Таким образом, своеобразное преломление различных принципов построения способствует созданию оригинальной композиции, в которой присутствуют внешне черты циклического строения и черты сонатности, благодаря внутреннему и сквозному развитию.
Оригинальность композиции обусловлена сложностью замысла и соответствует тенденции времени - максимальной индивидуализации в воп¬лощении конкретного замысла произведения.

ПРИНЦИПЫ ФОРМООБРАЗОВАНИЯ

Основным принципом внутреннего формообразования является метод остинатного варьирования, который применен в произведении многооб¬разно и широко как внутри одной пьесы, так и на протяжении всего концерта. Это можно проследить в пьесах группы "Орнамент", которые представляют собой (как каждая в отдельности, так и в целом) вариации на остинатную тему, в которой целиком сохраняется мелодический и ритмический рисунок, ладогармоническое освещение и темп. Варьирова¬ние достигается исключительно средствами оркестрового, динамического и фактурного развития. (Аналогично у Равеля - "Болеро".) Сходно построена и пьеса "Михайловский придел". Но ее отличительная особен¬ность связана со вторжением контрастного эпизода, расположенного симметрично. Эпизод возникает на грани разделов формы и разделяет пополам второе проведение темы, как бы "разобщая" вариационную форму.
Приемы варьирования лежат в основе построения всех частей цикла, воплощаясь очень разнообразно. Метод остинатного варьирования способствует одновременно статичности и внутренней динамике, что непосредственно связано с природой художественного первоисточника - самими фресками. Здесь Кикта - представитель своего времени, отражая традицию применения остинатности как принципа организации формы, одного из основных в музыке XX века.
Таким образом, исходя их конкретного замысла, автор выстраивает композицию, очень тонко передающую связь с основным первоисточником в крупном плане и на микроуровне.
Пласт "древности" представлен пьесами группы "Орнамент" и "Михайловский придел". Две основные темы цикла представляют собой стилизацию русской классики ("Орнамент"), традиции, идущей от духовной музыки Бортнянского, Глинки, Чайковского, Римского-Корсакова, Боро¬дина и Рахманинова; а также старинного жанра народной музыки - ду¬ховного стиха ("Михайловский придел"). Темы построены одинаково: пара периодичностей с гармоническим варьированием внутри каждой пары (a a1 в в1). В хорально-партесной теме "Орнамента" опора на законо¬мерности функциональной тональности сочетается с "модализмами" (по¬лиладовым смешением дорийского и натурального "g").
ПРИМЕР 1
Тема "Михайловского придела", ассоциирующаяся с духовным сти¬хом, содержит сходные ладовые обороты на паралелльной гармонической опоре.
ПРИМЕР 2А
Темы имеют общую окраску - дорийскую S в сочетании с натуральной.
Образы другой, контрастной группы пьес (N2,N4,N6,N7) напротив связаны с динамикой движения и развития, с применением современных техник, принципов построения и развития. Эти пьесы носят программно-изобразительный характер и являют собой как бы "живые картины". Подробный анализ звуковысотной структуры этой группы пьес позволит выявить своеобразие сочетаний различных принципов организации музы-кальной ткани данных номеров.
Пьеса N2 "Зверь нападает на всадника" имеет важное драматурги¬ческое значение в цикле, она во многом определяет дальнейшее развитие. По словам самого композитора, он стремился отразить здесь символ вечной борьбы. Основа - сонорное созвучие в виде хроматического кластера в объеме малой терции.
ПРИМЕР 3А
Кикта применяет в этой пьесе уже знакомый прием остинатного фактурного - динамического варьирования в комплексе с арсеналом современных техник, что способствует, с одной стороны, упорядоченности и завершенности музыкального изложения, а, с другой, - внутренней динамике и насыщенности.
Крайние разделы простой трехчастной формы построены по принципу разработки аккорда - фигурировании его звукового состава по горизон¬тали на фоне выдержанного звучания по вертикали, применяя так же приемы темброво-регистрового варьирования. В середине развивается производный от основного элемент - полиаккорд из двух субаккордов тритонового соотношения.
ПРИМЕР 3Б
Они построены по малым терциям, а так как этот интервал является основным в составе кластера, то связь между ними очевидна. Произ¬водный элемент транспонируется на малую терцию с одновременным звучанием на исходной высоте. От этого сочетания образуется симметрич¬ный звукоряд, напоминающий гамму Римского-Корсакова "тон-полутон".
ПРИМЕР 3В
Тот же звукоряд положен в основу пьесы N4, построение и развитие которой базируется исключительно на этом материале. Важность второй пьесы заключена в том, что ее основное созвучие (хроматичес¬кий кластер в объеме малой терции) становится своеобразным лейтсоз¬вучием и появляется во всех частях цикла.
Особенно ярко его "вторжение" в пьесе N5 "Михайловский придел" в качестве сонорного эпизода, резко контрастирующего основной теме.
ПРИМЕР 2Б
Благодаря этому приему, в рамках пятой части проводится идея столкновения разновременных пластов. Лейтсозвучие связано и с темой "Орнамент", так как малая терция - его основной интервал - постоянно обыгрывается в мелодической линии.
ПРИМЕР 3Г
Таким образом, основная драматургическая линия воплощена во "Фресках" очень тонко и последовательно через использование раснооб¬разных внутрициклических связей.
Пьеса N4 "Групповой портрет дочерей Ярослава Мудрого" - впечатление от фрески с изображением всех дочерей Ярослава, каждая из ко¬торых была выдающимся деятелем своего времени. На фреске они держат свечи. Пьеса построена как вариации на неизменную тему. Здесь сво¬еобразно сочетаются принципы различных техник: модальной - сохранение звукоряда "тон-полутон", полигармонии, техники развивающей вариации. В основе лежит созвучие, верхний пласт которого полностью заимствован из среднего раздела пьесы N2, а нижний - обыгрывание основного звукоряда по горизонтали. Прозрачное звучание засурдиненных струнных и мерцание арфы передают одухотворенный облик изображенных на фреске женщин.
ПРИМЕР 4А
Особенностью звукоряда является его близость теме "Орнамента" , так как он "распадается" на малые терции - основное интонационное "зерно" главной темы, а также почти полностью отражает ее звуковой состав (от основного тона "g").
ПРИМЕР 4Б
Таким образом, четвертую пьесу можно рассматривать как своеобразную вариацию темы "Орнамента" на другом уровне, связанном с применением современных техник.
Пьесы N6 и N7 являются непосредственной подготовкой, своеобразным предыктом к финалу (N8). В них намечена его основная идея, про¬исходит как бы ее "становление", прежде чем она найдет сконцентриро¬ванное выражение в заключительной части. Пьеса N6 "Борьба ряженых" - образ рождественской шуточной борьбы. Композитор использует эффект то приближения, то отдаления. Это вариации на неизменную тему, которая проводится дважды. (Во второй раз - на полтона выше.) Тема построена на основе звукоряда эолийского "с". Основное созвучие - диатонический кластер в обьеме квинты. В основе лежит модальный принцип сохранения звукоряда с характерными его транспозиционными повторами. В небольшом вступлении, констрастирующем основной теме, предвосхищается материал последующих номеров: комбинация из тритонов и квинт с мелодическим заполнением.
ПРИМЕР 5В
На этой основе формируется центральное созвучие финала - дважды
- ладовое объединение квинт тритонового соотношения. Из комбинации звуков мелодии образуется полный состав созвучия - квинта с секундовым заполнением.
ПРИМЕР 5Д
Его особенностью является трихордовая ладовая основа (объединение двух трихордов), характерная для народной музыки.
ПРИМЕР 5Ж
Лады с тритоном также встречаются в народной практике (в южно¬русской - особенно). Кикта вводит элементы фольклора в органичном сочетании их с другими техниками.
Пьеса N7 "Музыкант" - образ сидящего на камне и играющего на гудке музыканта. Пьеса построена как двойные вариации. В основе - созвучие, составные элементы которого даются в мелодическом изложении.
ПРИМЕР 6А
В его состав входят те же интервалы (квинта и тритон), что и в предыдущей пьесе. Звуки полиаккорда выстраиваются по чистым квинтам, которые дублированы на тритон. Вторая тема включает производное созвучие и его дальнейшую разработку.
ПРИМЕР 6Б
Варьирование связано с импровизационной природой номера. Процесс варьирования созвучия охватывает горизонталь и вертикаль, при этом используются полифонические приемы - канонические имитации (в первой теме), горизонтально-подвижной контрапункт (во второй теме). Особенности варьирования связаны с сочетанием стабильных и мобильных элементов (верхнего и нижнего пластов основного созвучия). Особенности изложения и инструментовки (соло альта), а также местоположение в общей композиции цикла придают седьмой пьесе значение лирической кульминации концертной симфонии в характере монолога, философского размышления.
Пьеса "Музыкант" - предыкт к финалу. В коде "задерживается" звук "с", который выполняет роль органного пункта в следующей части при первом проведении основной темы финала (далее - снимается). Появление в коде финала органного пункта на "fis" (тритон по отношению к "с") раскрывает в крупном плане идею дважды-ладовости и сообщает композиции финала стройность и единство.
ПРИМЕР 6В
(По аналогии с расщеплением тоники в начале (с) и в конце (fis) во второй картине балета "Петрушка" Стравинского.)
Пьеса "Скоморохи" по аналогии с пьесой N5 содержит в себе два пласта - архаический, связанный с проникновением темы "Михайловский придел" и современный. Идея временной ретроспективы наиболее последовательно воплощена именно в этой пьесе, являющейся своего рода кульминацией всего цикла. Мелодическое и ритмическое строение двух основных тем соответствует жанровым признакам скоморошин, для которых характерна краткость и четкая метрическая организованность стиха с двумя ударениями в строке, простота напева, исполняемого в довольно быстром темпе. Пьеса "Скоморохи" - двойные вариации с поочередным изложением тем. Особенностью первой темы является опора на интервал чистой квинты, что вызывает ассоциации со звучанием народных инструментов (в частности - волынки).
ПРИМЕР 7
Кварто-секундовые попевки составляют общую интервальную основу обоих тематических элементов. Во второй теме обыгрывается целотонный звукоряд в объеме тритона, она также напоминает скоморошьи наигрыши.
ПРИМЕР 8А
Обе темы имеют жанровые аналогии в произведениях русской классики и в музыке самого Кикты. Тип инструментального воплощения также отражает программный замысел пьесы - использование арфы в окружении струнных и деревянных духовых, трактуемых в духе "скоморошьих" инструментов, где тембр арфы ассоциируется со звучанием славянских гус¬лей.
Оставляя неизменными контуры мотивов, композитор использует приемы тембровых и фактурных трансформаций, а также полифонические приемы (имитация, канон). Вариации построены по принципу постепенного нагнетания, усиления звучности, уплотнения фактуры (включения все большего количества инструментов) и ее полифонического усложнения. По мере приближения к кульминации происходит структурное сжатие вариационных построений. Кульминация пьесы построена на тематическом материале первой темы, ее стреттном изложении у арфы и духовых инс¬трументов. "Разобщение" вариационной формы вызывает дважды проникающая тема "Михайловского придела", которая звучит в характерных для нее оркестровых тембрах (сначала - звучание колоколов, затем - у струнной группы). Второй раз эта тема проходит в контрапункте с пля-совым мотивом в кульминации пьесы. Мотив выполняет функцию колористического фона. Это совмещение приводит к четко организованной поли¬метрии оркестровых пластов. В кульминации и заключительном разделе пьесы использованы приемы алеаторики: свободное арпеджио у арфы, а также алеаторические "квадраты" в коде на материале первого элемента основной темы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Идея цикла обуславливает выбор композитором определенного комплекса традиционных и современных средств, приемов и структурных принципов, способных именно в совокупности создать ощущение вечности и движения. Связь между частями цикла; общая направленность движения к финалу с последующим заключением кодового характера ("Орнамент 3", N9), в котором третье проведение основной темы осуществляется на фоне "напоминания" сонорных эпизодов предыдущих частей (у медной группы); логика развития способствуют ясному и концентрированному выражению основной мысли. Особенной глубиной и богатством отличаются внутрициклические связи. Соотношение языковых пластов и их взаимодействие находят выражение в определенных звуковысотных структурах - своеобразных лейтсозвучиях, ассоциирующихся с "новым временем", наряду с лейттемами, использованными в значении "отзвуков" далекого прошлого. Все это создает сквозную драматургию, отражающую свободное движение творческого духа во времени.
Во "Фресках Софии Киевской" нашли яркое отражение наиболее существенные тенденции современной музыки: стилистическая многослойность, драматургическое соединение и взаимоизменяемость стилистических пластов в процессе их сближения и развития.
Эстетическая концепция "Фресок", в соответствии со спецификой современного искусства многоосновна, синтетична по своей природе. Это произведение является наиолее "авторским" в торчестве Кикты, так как в нем выразилась творческая индивидуальность композитора в наиболее характерной для него и концентрированной форме, что дает основание рассматривать концертную симфонию как заметное явление современного музыкального искусства.

Фресками украшены все боковые части Киевского , также их можно увидеть на башнях, хорах и галереях. Изначальные изображения частично обновлялись во время реставрации в XVII веке. В конце XVII века поврежденные фрески Софии Киевской были полностью отреставрированы. Частично были нанесены новые изображения масляными красками.

Масляная живопись в то время не представляла художественную ценность, но ее сюжеты полностью повторяли росписи древних фресок. В XIX веке были проведены капитальные реставрационные работы, в результате которых все наслоения с древних фресок были расчищены. В некоторых местах для сохранения первоначального ансамбля пришлось наносить некоторые изображения. Фресковая система Софии Киевской включает в себя изображения многочисленных орнаментов, сцен, фигур святых в полный рост и полуфигур.


Саша Митрахович 29.12.2016 15:15


Фреска «Семья Ярослава Мудрого» это изображение является особенно интересным у памятника . Фрески занимают северную, западную и южную стороны основного нефа. Удивительно, но центральная часть этой композиции не сохранилась до наших дней, узнать ее можно по работе голландского художника Абрагама Ван Вестерфельда, который посещал Киев в 1651 году.

На мозаике Ярослав Мудрый держит в руках макет Софии Киевской, рядом находится его жена княгиня Ирина. Они направляются к Иисусу Христу, который изображен вместе с князем Владимиром и Ольгой - основоположниками христианства в Древней Руси. За княжеской четой находятся их дети, также направляющиеся к Христу. Эта огромная композиция лишь частично сохранилась. Сегодня можно увидеть только две фигуры на северной стороне и четыре на южной стене.

Собор , заложенный в 1037 году великим князем киевским Ярославом Мудрым, сохранил до наших дней не только богатство древней архитектуры, но и живописное убранство XI века. В Софии Киевской гармонично сочетаются два вида монументальной живописи - мозаики и фрески. Мозаики выделяют главные части интерьера - центральный купол и алтарь. Все остальное пятинефное пространство, вторые этажи ("полати", или хоры), обе лестничные клетки и открытые галереи, окружавшие Храм Софии Киевской в древности, были украшены фресками. До наших дней сохранилось 260 квадратных метров подлинных мозаик XI века и около трех тысяч квадратных метров фресковой росписи.

Система росписи, выбор сюжетов и размещение изображений подчинены четкому идейному замыслу, вытекавшему из назначения собора как главного храма Древнерусского феодального государства. Посвященный Софии как символу мудрости, Киевский Собор Святой Софии , его архитектура и живопись должны были, по замыслу заказчиков, утверждать и укреплять христианское вероучение, а вместе с ним и феодальную власть. Столь важные для того времени религиозные и государственные идеи нашли воплощение в художественном образе Софии Киевской и, как лейтмотив, проходят через всю систему её живописного убранства. В росписях тесно переплелись светское и религиозное начала, сливаясь в торжественный гимн могуществу Древнерусского государства, его славе.

В центральном куполе и алтаре собора Софии Киевской размещены изображения главных персонажей и сцены христианского вероучения. Они выполнены в технике мозаики, т. е. набраны по сырой штукатурке из мелких кубиков стекловидной массы - смальты. Сияющий мозаичный золотой фон усиливает яркие, насыщенные тона изображений. Мозаики Софии Киевской насчитывают 177 цветовых оттенков. К сожалению, имен художников, которые в совершенстве владели этой богатой палитрой, история не сохранила.

В зените центрального купола Святой Софии Киевской , в медальоне,- огромное поясное изображение Христа-Вседержителя. Вокруг медальона были расположены четыре архангела. Сохранилась лишь одна мозаичная фигура в голубом одеянии, а три остальные дописаны маслом в 1884 году М. А. Врубелем.

"Христос-Вседержитель" (Христос-Пантократор. Мозаичное зображение). Главный купол:

Из двенадцати изображений апостолов в рост, помещенных в простенках светового барабана, уцелела только верхняя часть мозаичной фигуры Павла. Ниже, на сферических парусах, поддерживающих центральный купол собора ,- четыре евангелиста (полностью сохранилось лишь изображение Марка). На подпружных арках уцелело пятнадцать мозаичных медальонов с изображениями се-вастийских мучеников. На двух столбах восточной арки размещена мозаичная сцена "Благовещение": слева - архангел Гавриил, справа - дева Мария.

Замечательный ансамбль мозаик украшает главный алтарь Храма Софии Киевской . Взгляд входящего в собор приковывает величественная монументальная фигура молящейся богоматери - Оранты (премудрость божия), размещенная в своде алтаря. Сочетание синего цвета ее одеяния и теплого золотого фона является основным принципом колористического замысла живописного убранства собора.

"Оранта" София Киевская:

В среднем ярусе апсиды Софиевского Собора широко развернута многофигурная композиция "Евхаристия"- символическая сцена причащения апостолов, раскрывающая главный догмат христианского вероучения. К этой сцене тяготеют по смыслу фрески религиозного характера на стенах центрального нефа, трансепта и на хорах.

Нижний ярус апсиды Святой Софии Киевской занимают изображения "отцов церкви" - святителей и архидиаконов (мозаика уцелела только в верхней части фигур). Это непревзойденные по совершенству исполнения, глубине характеристики и психологической насыщенности портреты.

Изображения всех трех ярусов главного алтаря тесно взаимосвязаны. Здесь читается единый композиционный и колористический замысел. Белые омофоры на плечах святителей соответствуют светлым одеяниям апостолов в "Евхаристии", синий цвет одежды богоматери перекликается с такого же цвета плащом Христа и фоном орнамента над фигурами святителей. Звучание синих и белых тонов в апсиде усилено малиновым цветом престола в центре сцены "Евхаристия".

Убранство главного алтаря собора является высоким образцом синтеза архитектуры и живописи, что вообще характерно для всего древнего интерьера Софии Киевской . Сцены и персонажи, набранные мозаикой,- это символы, раскрывающие основные положения христианского вероучения. Они воспринимаются как своеобразный эпиграф к последующему живописному рассказу, изложенному в технике фрески, т. е. расписаны водяными красками по сырой штукатурке. На сценах трансепта (главного поперечного членения храма) расположены евангельские сцены повествовательного характера, из которых лучше других сохранились "Распятие", "Сошествие Христа во ад", "Явление Христа женам-мироносицам", а также сцена "Сошествие святого духа", замечательная по композиции, своеобразной манере письма и мягкому колористическому решению.

фреска "Сошествие Христа в ад" ("Сошествие в ад"). Трансепт. Северная сторона София Киевская

Евангельские сюжеты представлены и на хорах Софии Киевской : "Чудо в Кане Галилейской", "Чудо умножения хлебов", "Тайная вечеря". Здесь же написаны композиции, связываемые теологами с евангельскими легендами: "Встреча Авраамом трех странников", "Гостеприимство Авраама", "Жертвоприношение Авраама", "Три отрока в пещи огненной".

"Встреча Авраамом трех странников":

Интересный цикл фресок Софии Киевской , композиционно близких к древним миниатюрам, сохранился в боковых алтарях и нефах собора . Здесь сцены из "житий святых" написаны в хронологической последовательности в каждом ярусе. Сюжеты трактованы жизненно и правдиво: живые, выразительные лица, свободные позы, полные динамики жесты. Скорбно лиричный образ Анны ("Моление Анны"), встреча юных женщин ("Целование Марии и Елизаветы"), трогательная фигура маленькой Марии ("Введение во храм") - все это, как и другие сцены, передано глубоко эмоционально. На стенах, крещатых столбах и арках собора Святой Софии Киевской изображены многочисленные фигуры и полуфигуры святых. Древние мастера создали целую галерею впечатляющих образов. Акцентируя внимание на чертах лица, художники убедительно воплощают суровость и величие, благородство и аскетизм, фанатизм и юношескую мягкость изображаемых персонажей.

"Целование Марии и Елизаветы"

Северный придел Софии Киевской посвящен святому Георгию - духовному патрону Ярослава Мудрого (Георгий - христианское имя князя). фрески южного придела рассказывают о подвигах архангела Михаила, считавшегося покровителем княжеской дружины и Киева. В этом сказывается прямая связь между живописью религиозного содержания и светскими изображениями, которые занимают видное место в росписях храма.

Главной светской композицией собора был групповой портрет семьи Ярослава Мудрого, написанный на трех стенах центрального нефа, против главного алтаря. Он представлял собой парадный выход князя, его жены Ирины, дочерей - будущих королев Франции, Норвегии, Венгрии - и сыновей, ставших известными политическими деятелями Древнерусского государства второй половины XI века. Сам Ярослав Мудрый был изображен с макетом заложенной им Софии Киевской . От этой огромной композиции частично уцелели только портреты сыновей и дочерей князя.

Портрет семьи Ярослава Мудрого:

1. Реконструкция В. Лазарева: слева от Христа - княгиня Ирина с дочками, справа - Ярослав Мудрый с сынами

2. Реконструкция С. Высоцкого: слева от Христа - князь Володимир и Ярослав с сынами, справа - княгиня Ольга и княгиня Ирина с дочками

3. Реконструкция А. Поппе: слева от Христа - Ярослав с сынами и дочкой; справа - княгиня Ирина с дочками

Уникальный ансамбль фресок Софии Киевской светского содержания сохранился на стенах и столбах двух лестничных башен Софиевского собора - княжеского хода на "полати" (хоры). Это разнообразные сцены охоты, фигуры акробатов, музыкантов, танцоров, борцов, всадников и т. п. Большое место занимает композиция "Ипподром" в южной башне собора. Здесь представлены четверки лошадей, готовых к состязаниям, распорядители, дающие сигнал к началу скачек, мчащиеся колесницы и ложи на ипподроме, где присутствуют византийский император и его свита, многочисленные гости.

"Иподром". Реконструкция О. Радченка:

"Иподром". Фрагменты:

Среди росписей в Софии Киевской часто встречаются изображения животных (гепард, лев, медведь, верблюд, осел, вепрь, собака, заяц), птиц и разнообразных фантастических зверей. Большой интерес представляют фигуры скоморохов: музыкант со смычковым инструментом, сидящий на придорожном камне, флейтисты, музыканты, играющие на гуслях и лютне. В южной башне сохранилось единственное известное в древнерусском искусстве изображение воздушного органа. Отчетливо видна установка с трубами, органист, ударяющий руками по клавишам, и два скомороха, которые, стоя на мехах, нагнетают воздух в органные трубы.

Орган в сцене "Скоморохи". Реконструкция С. Высоцкого и И. Тоцкой:

"Скоморохи". Фрагменты:

Фрески в башнях Софийского собора - интереснейший источник сведений о жизни княжеского двора, о различных сторонах тогдашнего быта. Они являются единственным сохранившимся собранием бытовой монументальной живописи времен Древнерусского государства Киевская Русь.

Значительное место в живописном убранстве Храма София Киевская занимают орнаменты, которые украшают оконные и дверные проемы, обрамляют отдельные фресковые и мозаичные композиции, подчеркивают основные архитектурные линии интерьера. Чаще всего они имеют растительный характер и состоят из стилизованных пальметок, побегов лозы, завитков и почек. Реже встречаются геометрические орнаментальные построения. Нарядные и красочные, орнаменты также вносят светское начало в общую систему росписей Софии Киевской .

Живопись играла большую роль в оформлении древних фасадов. Мастера XI века яркой красной полосой подчеркнули на них все уступы ниш, арок, поребрики и другие элементы архитектурного декора, заполнили росписями многие ниши, украсили узорами наружные части оконных и дверных откосов. Расписанные фресками открытые галереи (застроенные позднее) опоясывали здание богатой цветной лентой В наши дни в нише на западном фасаде Софии Киевской можно увидеть довольно яркую фреску с сочным растительным орнаментом. Она дает некоторое представление о великолепном убранстве прошлого.

На стенах собора сохранилось большое количество древнерусских надписей - граффити, которые являются важнейшим документом для датирования росписей. По-видимому, в центральной части здания работы выполнены в 40-е, а в галереях - в 60-е годы XI века.

Живопись Святой Софии Киевской пережила многовековую историю, тесно связанную с периодами опустошения ссбора, с неоднократными перестройками. Во время капитального ремонта в конце XVII - начале XVIII века древняя стенопись была почти целиком заштукатурена, а на стенах были выполнены новые композиции масляными красками. О существовании древних фресок постепенно забыли. Только в XIX веке они были случайно обнаружены. В 40- 50-е годы прошлого века росписи Софийского собора были очищены от более поздних наслоений и вновь записаны маслом. Долгое время шедевры Софийского собора были скрыты под слоем копоти, пыли, под позднейшими записями масляными красками. Со времени организации государственного архитектурно-исторического заповедника "Софийский музей" (1934 г.) в нем проведены значительные реставрационные работы по расчистке и закреплению древних мозаик и фресок Софии Киевской . Ныне стенопись Киевского Собора Святой Софии полностью освобождена от наслоений. Более поздняя живопись оставлена реставраторами только в тех местах, где навсегда утрачены первоначальные росписи. Перед взором наших современников открылся неповторимый по красоте и стройности ансамбль росписей XI века.

Академик Б. Греков писал: "Переступив порог Софии, вы сразу попадаете во власть ее грандиозности и великолепия. Величественные размеры снутреннего пространства, строгие пропорции, роскошные мозаики и фрески покоряют вас своим совершенством, прежде чем вы успеете вглядеться и вдуматься во все детали и понять все то, что хотели сказать творцы этого крупнейшего произведения архитектуры и живописи".

Мозаики и фрески собора София Киевская отвечают высоким требованиям монументального искусства. Им присуща органическая связь с архитектурой, четкость и лаконичность художественного языка, глубокая эмоциональность образов, композиционная и колористическая цельность, широта художественного мышления. Достижения киевских монументалистов бережно сохранили древнерусские художники последующих поколений. Лучшие традиции живописного убранства Софийского собора живут в творчестве Андрея Рублева и Дионисия, в фресках Новгорода и Пскова, в древней украинской иконе, в живописных ансамблях Московского Кремля, в росписях деревянных церквей Украины.

Мозаики и фрески собора Святой Софии Киевской - выдающийся памятник средневекового монументального искусства. Наряду с прославленными ансамблями Равенны, Венеции, Монреале, Дафни, Палермо, древнего Константинополя они занимают видное место в сокровищнице мировой культуры.

Главный алтарь Софии Киевской

Рассказ о Софии Киевской в Киеве фото история описание, архитектура интерьер система росписи Мозаики, фрески, граффити, картины, Заповедник музей София Киевская музейный комплекс

error: