Валерий кикта фрески софии киевской информация. София киевская. Главный алтарь Софии Киевской

Научная работа, написанная для узких специалистов, которой, возможно, не место на прозе ру. Но я скопировала текст в натуральном виде, не внося никаких поправок. Личность композитора заслуживает внимания и уважения.

ДРЕВНОСТЬ И СОВРЕМЕННОСТЬ
"Фрески Софии Киевской" Валерия Кикты

ВВЕДЕНИЕ

Тенденция к сближению исторических временных пластов - одна из интереснейших в музыке XX века. Концертная симфония для арфы с оркестром "Фрески Софии Киевской" В.Кикты - оригинальное произведение, анализ структурных особенностей которого в свете проблемы соотношения времен является целью настоящей работы.
"Фрески" были созданы в семидесятые годы, во время эпохи застоя, когда сам факт обращения в творчестве к храму был достаточно смелым, так как мог повлечь за собой серьезные последствия. Подобная тематика стала модной гораздо позже. Появление этого произведения могло быть исключительно внутренней потребностью композитора, вызванной неизгладимым впечатлением от фрескового цикла в храме Святой Софии в Киеве.
Исходя из личного общения с В.Г. Киктой, на основании собственных рассказов композитора, можно сделать вывод, что храм для него - предмет чисто эстетического и эмоционального воздействия. Обращение в творчестве к теме древней живописи и архитектуры, столь излюбленное им, никак не связано с религией. По словам самого композитора, он отделяет веру как таковую от произведений искусства, пусть даже и созданных в древности во имя этой веры. Просто памятники зодчества и архитектуры вызывают у него чувство необыкновенного подъема, идущее из глубины души. И это чувство композитор воплощает в музыке.
"Фрески" - взгляд современного художника на события старины. Автор проводит идею вечности живого прошлого через сближение искусств - музыки и древней живописи.

ЖАНРОВО - СТИЛЕВЫЕ ОСОБЕННОСТИ

Оригинальность замысла "Фресок" соответствует одной из самых существенных тенденций искусства XX века - стремлению к максимальной индивидуализации способов выражения, что проявляется в трактовке жанра, формы, тематизма, тонально-гармонических структур. В творчестве Кикты это вызвано не желанием искусственно изобрести новую конструкцию, а исключительно внутренними глубинными, порой не осознанными, эстетическими требованиями гармоничного решения творческой задачи в каждом отдельном случае. "Фрески" -произведение с чертами смешанной жанровости. В подзаголовке - "концертная симфония для арфы с оркестром" фиксируется концертность и симфоничность замысла. Тип композиции напоминает сюиту (девятичастное произведение):
1 Орнамент 1,
2 Зверь нападает на всадника,
3 Орнамент 2,
4 Групповой портрет дочерей Ярослава Мудрого,
5 Михайловский придел,
6 Борьба ряженых,
7 Музыкант,
8 Скоморохи,
9 Орнамент 3.
Композиционное решение определяется природой художественного первоисточника. Специфику построения автор подчиняет идее соотнесения искусств и их своеобразного взаимопроникновения. Жанр "музыкальных фресок" получил распространение в современной отечественной музыке - "Фрески Дионисия" Р.Щедрина, "Фрески для фортепиано" Г.Абелиовича и др.
Цикл миниатюр раскрывает образы фресок через контрастное чередование пьес: лирических, эпических, стихийно-танцевальных. Орнамент - символика линий - здесь, по словам композитора, присутствует как дух самого храма. Орнамент 1,2,3 - миниатюры на одном музыкальном материале, хоральной теме, как бы "расцвеченной" контрапунктами, появляясь снова в пьесах "Орнамент 2" и "Орнамент 3" в неизменном виде, олицетворяя незыблемость и вечный свет Прекрасного. "Михайловский придел" - образ архангела Михаила, защитника Киева, которому молились в тяжелые времена. Остальные "фрески" - жанровые картины.
Кикта использует только те современные техники и средства, которые наиболее органично могут в совокупности создать такой синтез временных, культурных и языковых пластов, который не был бы надуманным и абсолютно естественно отражал связь времен.
В цикле присутствуют моменты стилизации наряду с использованием современных приемов. Кикта использует фольклорные элементы, опираясь на традицию современного претворения фольклора, идущую от Стравинского. "Михайловский придел" - чувства горожан, обращающихся к защитнику Киева. В этой пьесе Кикта прибегает к стилизации народного жанра - духовного стиха. Пьесы "Борьба ряженых" и "Скоморохи" жанровые народные сценки, где фольклорные элементы сплетаются с сонорикой, алеаторикой ("Скоморохи"), что обусловлено звукописно - изобразительным характером этих номеров.
В концертной симфонии синтезировались важнейшие стилевые признаки, характерные для Кикты: трактовка циклической композиции, особенности инструментовки, гармонии, роль полифонии, тематизм с опорой на запоминающийся рельефный мелодический рисунок.
Выделение арфы в качестве солирующего инструмента - ассоциации со звучанием славянских гуслей. Арфа здесь присутствует как символ древности, внося одновременно элемент повествовательности и некой временной пространственности, как бы воспаряющей по купола храма в Бесконечность.
"Фрески Софии Киевской" содержат две основные особенности стиля Кикты в жанре инструментального концерта: связь с фольклорным истоком и программно-изобразительную иллюстративность (концерт для оркестра "Украинские колядки...", "Белгородский концерт" для органа).
По словам композитора "Фрески" выражают всю гамму чувств, которые вызывает образ родного Киева с его уникальным художественным наследием. Это произведение глубоко личное. Оно было создано с желанием запечатлеть мгновение, когда под куполом храма для композитора ожили и зазвучали фрески. Тем интереснее тот факт, что "Фрески Софии Киевской" стали необыкновенно популярны и постоянно звучат в концертном исполнении, на телевидении и радио. Применение разнообразных структурных приемов, их сочетание и распределение в цикле обусловлено основной идеей, в соответствии с которой осуществлена внутристилевая динамика столкновения прошлого и настоящего, приводящая к их сближению в конце.
Художественно убедительное соотношение времен делает это произведение в некотором роде уникальным.

КОМПОЗИЦИЯ ЦЕЛОГО

Оригинальная трактовка циклической композиции характерна для стиля Кикты. "Фрески" построены как цикл миниатюр. В то же время ряд особенностей сообщает композиции в целом черты сонатности. Этому способствует явное выделение двух тем как основных в цикле. Функция главной принадлежит теме "Орнамента". (Аналогично теме "Прогулки" у Мусоргского - "Картинки с выставки".) Повторение этой темы в другой тональности в пьесе "Орнамент 2" и возвращение в исходной тональнос¬ти в пьесе "Орнамент 3" приводит к образованию рассредоточенных вариаций. На теме "Орнамент" построена основная тематическая арка про¬изведения. Другая связана с проникновением темы "Михайловский придел" в пьесу "Скоморохи" и ее двухкратным проведением.
Тема "Орнамент" и тема "Михайловский придел" являются основными в цикле и проводятся трижды: в основных тональностях (g-moll и fis-moll), со значительными изменениями разработочного характера (обе в a-moll) и в основных тональностях с небольшими изменениями (как в репризе). Если рассматривать композицию как индивидуально трактованную сонатную в ассоциативном плане, то теме "Михайловского придела" принадлежит функция побочной. Проявлению сонатности способствует симметричное строение концерта, распределение функций между частями в целом, а также внутрициклические связи.
Многообразие внутрициклических связей способствует проявлению сонатности и придает средним частям (N2,N4,N6) характер эпизодов в разработке, и, благодаря связи между ними и глаными темами, функцию разработочного развития по принципу динамической волны (волны разви¬тия, кульминация в каждой и спад). Пьесы N7,N8 и N9 можно рассматривать как предыкт (N7), кульминацию и финал (N8) и коду (N9). Три заключительные части идут без перерыва (attacca). Пьесы N7 ("Музыкант") и N8 ("Скоморохи") связаны между собой. "Музыкант" отчасти воспринимается как придыкт, благодаря сохранению органного пункта в репризе (выдержанный звук "с") в начале следующей пьесы "Скоморохи". Органный пункт звучит на всем протяжении основной темы "Скоморохов", подготовленный в предыдущей пьесе. "Скоморохам" принадлежит функция кульминации и финала цикла, благодаря ее синтетическому характеру. Заключительная часть N9 "Орнамент 3" воспринимается как кода.
Таким образом, своеобразное преломление различных принципов построения способствует созданию оригинальной композиции, в которой присутствуют внешне черты циклического строения и черты сонатности, благодаря внутреннему и сквозному развитию.
Оригинальность композиции обусловлена сложностью замысла и соответствует тенденции времени - максимальной индивидуализации в воп¬лощении конкретного замысла произведения.

ПРИНЦИПЫ ФОРМООБРАЗОВАНИЯ

Основным принципом внутреннего формообразования является метод остинатного варьирования, который применен в произведении многооб¬разно и широко как внутри одной пьесы, так и на протяжении всего концерта. Это можно проследить в пьесах группы "Орнамент", которые представляют собой (как каждая в отдельности, так и в целом) вариации на остинатную тему, в которой целиком сохраняется мелодический и ритмический рисунок, ладогармоническое освещение и темп. Варьирова¬ние достигается исключительно средствами оркестрового, динамического и фактурного развития. (Аналогично у Равеля - "Болеро".) Сходно построена и пьеса "Михайловский придел". Но ее отличительная особен¬ность связана со вторжением контрастного эпизода, расположенного симметрично. Эпизод возникает на грани разделов формы и разделяет пополам второе проведение темы, как бы "разобщая" вариационную форму.
Приемы варьирования лежат в основе построения всех частей цикла, воплощаясь очень разнообразно. Метод остинатного варьирования способствует одновременно статичности и внутренней динамике, что непосредственно связано с природой художественного первоисточника - самими фресками. Здесь Кикта - представитель своего времени, отражая традицию применения остинатности как принципа организации формы, одного из основных в музыке XX века.
Таким образом, исходя их конкретного замысла, автор выстраивает композицию, очень тонко передающую связь с основным первоисточником в крупном плане и на микроуровне.
Пласт "древности" представлен пьесами группы "Орнамент" и "Михайловский придел". Две основные темы цикла представляют собой стилизацию русской классики ("Орнамент"), традиции, идущей от духовной музыки Бортнянского, Глинки, Чайковского, Римского-Корсакова, Боро¬дина и Рахманинова; а также старинного жанра народной музыки - ду¬ховного стиха ("Михайловский придел"). Темы построены одинаково: пара периодичностей с гармоническим варьированием внутри каждой пары (a a1 в в1). В хорально-партесной теме "Орнамента" опора на законо¬мерности функциональной тональности сочетается с "модализмами" (по¬лиладовым смешением дорийского и натурального "g").
ПРИМЕР 1
Тема "Михайловского придела", ассоциирующаяся с духовным сти¬хом, содержит сходные ладовые обороты на паралелльной гармонической опоре.
ПРИМЕР 2А
Темы имеют общую окраску - дорийскую S в сочетании с натуральной.
Образы другой, контрастной группы пьес (N2,N4,N6,N7) напротив связаны с динамикой движения и развития, с применением современных техник, принципов построения и развития. Эти пьесы носят программно-изобразительный характер и являют собой как бы "живые картины". Подробный анализ звуковысотной структуры этой группы пьес позволит выявить своеобразие сочетаний различных принципов организации музы-кальной ткани данных номеров.
Пьеса N2 "Зверь нападает на всадника" имеет важное драматурги¬ческое значение в цикле, она во многом определяет дальнейшее развитие. По словам самого композитора, он стремился отразить здесь символ вечной борьбы. Основа - сонорное созвучие в виде хроматического кластера в объеме малой терции.
ПРИМЕР 3А
Кикта применяет в этой пьесе уже знакомый прием остинатного фактурного - динамического варьирования в комплексе с арсеналом современных техник, что способствует, с одной стороны, упорядоченности и завершенности музыкального изложения, а, с другой, - внутренней динамике и насыщенности.
Крайние разделы простой трехчастной формы построены по принципу разработки аккорда - фигурировании его звукового состава по горизон¬тали на фоне выдержанного звучания по вертикали, применяя так же приемы темброво-регистрового варьирования. В середине развивается производный от основного элемент - полиаккорд из двух субаккордов тритонового соотношения.
ПРИМЕР 3Б
Они построены по малым терциям, а так как этот интервал является основным в составе кластера, то связь между ними очевидна. Произ¬водный элемент транспонируется на малую терцию с одновременным звучанием на исходной высоте. От этого сочетания образуется симметрич¬ный звукоряд, напоминающий гамму Римского-Корсакова "тон-полутон".
ПРИМЕР 3В
Тот же звукоряд положен в основу пьесы N4, построение и развитие которой базируется исключительно на этом материале. Важность второй пьесы заключена в том, что ее основное созвучие (хроматичес¬кий кластер в объеме малой терции) становится своеобразным лейтсоз¬вучием и появляется во всех частях цикла.
Особенно ярко его "вторжение" в пьесе N5 "Михайловский придел" в качестве сонорного эпизода, резко контрастирующего основной теме.
ПРИМЕР 2Б
Благодаря этому приему, в рамках пятой части проводится идея столкновения разновременных пластов. Лейтсозвучие связано и с темой "Орнамент", так как малая терция - его основной интервал - постоянно обыгрывается в мелодической линии.
ПРИМЕР 3Г
Таким образом, основная драматургическая линия воплощена во "Фресках" очень тонко и последовательно через использование раснооб¬разных внутрициклических связей.
Пьеса N4 "Групповой портрет дочерей Ярослава Мудрого" - впечатление от фрески с изображением всех дочерей Ярослава, каждая из ко¬торых была выдающимся деятелем своего времени. На фреске они держат свечи. Пьеса построена как вариации на неизменную тему. Здесь сво¬еобразно сочетаются принципы различных техник: модальной - сохранение звукоряда "тон-полутон", полигармонии, техники развивающей вариации. В основе лежит созвучие, верхний пласт которого полностью заимствован из среднего раздела пьесы N2, а нижний - обыгрывание основного звукоряда по горизонтали. Прозрачное звучание засурдиненных струнных и мерцание арфы передают одухотворенный облик изображенных на фреске женщин.
ПРИМЕР 4А
Особенностью звукоряда является его близость теме "Орнамента" , так как он "распадается" на малые терции - основное интонационное "зерно" главной темы, а также почти полностью отражает ее звуковой состав (от основного тона "g").
ПРИМЕР 4Б
Таким образом, четвертую пьесу можно рассматривать как своеобразную вариацию темы "Орнамента" на другом уровне, связанном с применением современных техник.
Пьесы N6 и N7 являются непосредственной подготовкой, своеобразным предыктом к финалу (N8). В них намечена его основная идея, про¬исходит как бы ее "становление", прежде чем она найдет сконцентриро¬ванное выражение в заключительной части. Пьеса N6 "Борьба ряженых" - образ рождественской шуточной борьбы. Композитор использует эффект то приближения, то отдаления. Это вариации на неизменную тему, которая проводится дважды. (Во второй раз - на полтона выше.) Тема построена на основе звукоряда эолийского "с". Основное созвучие - диатонический кластер в обьеме квинты. В основе лежит модальный принцип сохранения звукоряда с характерными его транспозиционными повторами. В небольшом вступлении, констрастирующем основной теме, предвосхищается материал последующих номеров: комбинация из тритонов и квинт с мелодическим заполнением.
ПРИМЕР 5В
На этой основе формируется центральное созвучие финала - дважды
- ладовое объединение квинт тритонового соотношения. Из комбинации звуков мелодии образуется полный состав созвучия - квинта с секундовым заполнением.
ПРИМЕР 5Д
Его особенностью является трихордовая ладовая основа (объединение двух трихордов), характерная для народной музыки.
ПРИМЕР 5Ж
Лады с тритоном также встречаются в народной практике (в южно¬русской - особенно). Кикта вводит элементы фольклора в органичном сочетании их с другими техниками.
Пьеса N7 "Музыкант" - образ сидящего на камне и играющего на гудке музыканта. Пьеса построена как двойные вариации. В основе - созвучие, составные элементы которого даются в мелодическом изложении.
ПРИМЕР 6А
В его состав входят те же интервалы (квинта и тритон), что и в предыдущей пьесе. Звуки полиаккорда выстраиваются по чистым квинтам, которые дублированы на тритон. Вторая тема включает производное созвучие и его дальнейшую разработку.
ПРИМЕР 6Б
Варьирование связано с импровизационной природой номера. Процесс варьирования созвучия охватывает горизонталь и вертикаль, при этом используются полифонические приемы - канонические имитации (в первой теме), горизонтально-подвижной контрапункт (во второй теме). Особенности варьирования связаны с сочетанием стабильных и мобильных элементов (верхнего и нижнего пластов основного созвучия). Особенности изложения и инструментовки (соло альта), а также местоположение в общей композиции цикла придают седьмой пьесе значение лирической кульминации концертной симфонии в характере монолога, философского размышления.
Пьеса "Музыкант" - предыкт к финалу. В коде "задерживается" звук "с", который выполняет роль органного пункта в следующей части при первом проведении основной темы финала (далее - снимается). Появление в коде финала органного пункта на "fis" (тритон по отношению к "с") раскрывает в крупном плане идею дважды-ладовости и сообщает композиции финала стройность и единство.
ПРИМЕР 6В
(По аналогии с расщеплением тоники в начале (с) и в конце (fis) во второй картине балета "Петрушка" Стравинского.)
Пьеса "Скоморохи" по аналогии с пьесой N5 содержит в себе два пласта - архаический, связанный с проникновением темы "Михайловский придел" и современный. Идея временной ретроспективы наиболее последовательно воплощена именно в этой пьесе, являющейся своего рода кульминацией всего цикла. Мелодическое и ритмическое строение двух основных тем соответствует жанровым признакам скоморошин, для которых характерна краткость и четкая метрическая организованность стиха с двумя ударениями в строке, простота напева, исполняемого в довольно быстром темпе. Пьеса "Скоморохи" - двойные вариации с поочередным изложением тем. Особенностью первой темы является опора на интервал чистой квинты, что вызывает ассоциации со звучанием народных инструментов (в частности - волынки).
ПРИМЕР 7
Кварто-секундовые попевки составляют общую интервальную основу обоих тематических элементов. Во второй теме обыгрывается целотонный звукоряд в объеме тритона, она также напоминает скоморошьи наигрыши.
ПРИМЕР 8А
Обе темы имеют жанровые аналогии в произведениях русской классики и в музыке самого Кикты. Тип инструментального воплощения также отражает программный замысел пьесы - использование арфы в окружении струнных и деревянных духовых, трактуемых в духе "скоморошьих" инструментов, где тембр арфы ассоциируется со звучанием славянских гус¬лей.
Оставляя неизменными контуры мотивов, композитор использует приемы тембровых и фактурных трансформаций, а также полифонические приемы (имитация, канон). Вариации построены по принципу постепенного нагнетания, усиления звучности, уплотнения фактуры (включения все большего количества инструментов) и ее полифонического усложнения. По мере приближения к кульминации происходит структурное сжатие вариационных построений. Кульминация пьесы построена на тематическом материале первой темы, ее стреттном изложении у арфы и духовых инс¬трументов. "Разобщение" вариационной формы вызывает дважды проникающая тема "Михайловского придела", которая звучит в характерных для нее оркестровых тембрах (сначала - звучание колоколов, затем - у струнной группы). Второй раз эта тема проходит в контрапункте с пля-совым мотивом в кульминации пьесы. Мотив выполняет функцию колористического фона. Это совмещение приводит к четко организованной поли¬метрии оркестровых пластов. В кульминации и заключительном разделе пьесы использованы приемы алеаторики: свободное арпеджио у арфы, а также алеаторические "квадраты" в коде на материале первого элемента основной темы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Идея цикла обуславливает выбор композитором определенного комплекса традиционных и современных средств, приемов и структурных принципов, способных именно в совокупности создать ощущение вечности и движения. Связь между частями цикла; общая направленность движения к финалу с последующим заключением кодового характера ("Орнамент 3", N9), в котором третье проведение основной темы осуществляется на фоне "напоминания" сонорных эпизодов предыдущих частей (у медной группы); логика развития способствуют ясному и концентрированному выражению основной мысли. Особенной глубиной и богатством отличаются внутрициклические связи. Соотношение языковых пластов и их взаимодействие находят выражение в определенных звуковысотных структурах - своеобразных лейтсозвучиях, ассоциирующихся с "новым временем", наряду с лейттемами, использованными в значении "отзвуков" далекого прошлого. Все это создает сквозную драматургию, отражающую свободное движение творческого духа во времени.
Во "Фресках Софии Киевской" нашли яркое отражение наиболее существенные тенденции современной музыки: стилистическая многослойность, драматургическое соединение и взаимоизменяемость стилистических пластов в процессе их сближения и развития.
Эстетическая концепция "Фресок", в соответствии со спецификой современного искусства многоосновна, синтетична по своей природе. Это произведение является наиолее "авторским" в торчестве Кикты, так как в нем выразилась творческая индивидуальность композитора в наиболее характерной для него и концентрированной форме, что дает основание рассматривать концертную симфонию как заметное явление современного музыкального искусства.

На одном из простенков между окнами центрального подкупольного барабана уцелела верхняя часть мозаичной фигуры апостола Павла, а над подпружными арками, поддерживающими барабан главного купола - изображение Христа в образе Иерея и наполовину утраченное изображение богоматери.

Из четырех мозаичных изображений в парусах подкупольного барабана сохранилось лишь одно - евангелиста Марка на юго-западном парусе.

В подпружных арках центрального купола сохранилось 15 из 30 мозаичных изображений в медальонах севастийских мучеников. Утраченные мозаики опять же дописаны маслом в XIX веке.

Центральное место во внутреннем убранстве Софии Киевской занимают мозаики ее главной апсиды. Над коихой сохранилась мозаичная композиция "Деисус", скомпонованная в виде трех медальонов с полуфигурами, а на двух столбах восточной арки перед апсидой сохранилась мозаичная композиция "Благовещение" в виде фигур во весь рост: архангела Гавриила на северо-восточном и девы Марии на юго-восточном столбах. Классическая ясность, пластичность, строгая пропорциональность, мягкая прорисовка фигур связывает художественные произведения Софии Киевской с лучшими образцами античного искусства Эллады.

Значительное место в убранстве храма отведено мозаичным орнаментам, которые украшают обрамление конхи, боковые части главной апсиды и ее горизонтальные пояса, оконные проемы и внутренние вертикали подпружных арок. Применены как растительные мотивы орнаментов, так и чисто геометрические. Конха центральной апсиды обрамлена красочным орнаментом растительного характера в виде кругов со вписанными в них пальметками, а над шиферным карнизом, отделяющим фигуру Оранты от композициии "Евхарстия" идет очень красивая полоса орнамента чисто геометрического характера. Тонкие белые линии на темно-синем фоне переливаются с эффектом перламутра. Эффектны и другие орнаменты, каждый из которых оригинален и красив.

Фрески украшают нижнюю часть стен вимы и столбов до шиферного карниза, заходя за его пределы лишь в выше отмеченных местах, три ветви центрального креста, все четыре придела и хоры. Это основное ядро фресковой декорации восходит к эпохе Ярослава если не целиком, то во всяком случае в своих основных частях. Верхним хронологическим пределом наиболее поздних фресок из данного комплекса мы склонны считать 60-е годы XI в. Что же касается фресок наружной галереи, крещальни и башен, то они относятся уже к иной эпохе - к XII в. Вопрос о их точной дате сможет быть разрешен лишь после внимательного анализа их стиля.

Среди фресок собора Святой Софии сохранилось несколько изображений нецерковного, светского, содержания. Например, два групповых портрета семьи великого князя киевского Ярослава Мудрого и несколько бытовых сценок - охота на медведя, выступления скоморохов и акробатов.

Фрески Софии Киевской, как, впрочем, и большинство памятников подобного рода, имеют свою длительную и многострадальную историю. Эта история являет собою ярчайший пример того варварского отношения к памятникам старины, которое нередко находило себе место в XVIII и XIX в. и в результате которого погибла не одна сотня выдающихся произведений искусства.

Судьба киевских фресок была непрерывно связана с судьбой самого храма св. Софии. По мере того, как разрушалась постройка, портились и его фрески. Они не только выцветали от времени и получали различные механические повреждения, но и осыпались от сырости протекавших крыш. В 1596 г. собор был занят униатами, в чьих руках он находился до 1633 г., когда Петр Могила отобрал его у униатов, очистил и возобновил. С этого времени начинается эпоха неоднократного освежения фресок. В 1686 г. собор подвергся новому обновлению стараниями митрополита Гедеона. Существует довольно распространенное мнение, что все фрески были побелены униатами. (См., например: Н. М. Сементовский. Указ. соч., стр. 74; С. П. Крыжановский. О древней греческой стенной живописи в Киевском Софийском соборе. - «Северная пчела», 1843, № 246 (2.XI), стр. 983–984; № 247 (3.XI), стр. 987–988.)

В 1843 г. в алтаре придела преподобных Антония и Феодосия случайно обвалившаяся верхняя часть штукатурки обнажила следы старой фресковой живописи. Причетник собора, вместе с ключарем протоиереем Т. Сухобрусовым сообщили об этом открытии академику живописи Ф. Г. Солнцеву, находившемуся в то время в Киеве для наблюдения над обновлением великой церкви Киево-Печерской лавры. В сентябре 1843 г. он получил у Николая I аудиенцию в Киеве и вручил государю свою краткую записку о Софийском соборе. В этой записке предлагалось, ради сохранения знаменитого храма «в должном благолепии», освободить старую фреску от штукатурки и «но возможности возобновить [ее], а затем, где сего исполнить будет невозможно, то обить стены и купола медью и расписать оные вновь изображением древних священных событий нашей церкви, в особенности таких, кои совершились в Киеве». Осмотрев 19 сентября 1843 г. новооткрытые в Софийском соборе фрески, Николай I приказал препроводить в Синод записку Солнцева, которая получила там поддержку. Солнцев, выступавший все время как крупный специалист в области реставрационного дела и знаток древнерусского искусства, на самом же деле являвшийся человеком не только ярко выраженного дурного вкуса, но и весьма ограниченных знаний.

В июле 1844 г. начались работы по очистке стен от новой штукатурки и новой живописи, лежавших поверх старых фресок. Эти работы, проводившиеся самым примитивным образом. Всего в Софии Киевской единоличных стенных фресок было открыто 328 (в то числе поясных 108), и вновь написано 535 (в том числе поясных 346) (Скворцев. Указ. соч., стр. 38, 49.)

После «реставрационных» работ 1844–1853 гг. роспись Софии Киевской претерпела незначительные изменения. В 1888 и 1893 гг., в связи с ремонтом иконостаса, были обнаружены нетронутые реставрацией единоличные изображения (8 фигур на столбах триумфальной арки, среди них фигура великомученика Евстафия, 6 фигур в боковых приделах). (См. Н. И. Петров. Историко-топографические очерки древнего Киева. Киев, 1897, стр. 132; Н. Пальмов. К предполагаемой реставрации Киево-Софийского собора. - «Труды Киевской Духовной академии», 1915, апрель, стр. 581. )

Гораздо проще решался вопрос о новых фресках, выполненных в XVII–XIX вв. в дополнение к старым (в виме, центральном корабле и других местах). Эти фрески, поскольку они никак не были связаны с первоначальной иконографической системой, решено было прикрыть нейтральным тоном, позволившим более четко выявить основные архитектурные линии интерьера. Так оказались скрытыми от глаз современного зрителя уродливейшие «Соборы», «Рождество Христово», «Сретение» и другие образцы малярной живописи, отчего внутренний вид Софии Киевской бесконечно выиграл. Исследователь фресок Софии Киевской всегда должен помнить о том, что они ни в какой мере не выдерживают сравнения в смысле подлинности с мозаиками.

Мозаики, особенно после последней расчистки, выглядят более или менее такими, какими они были в XI в. Фрески же претерпели немало изменений, их цвета ослабли и пожухли от времени, от побелок и от покрытия горячей олифой, которой пользовались как своеобразной грунтовкой при записи маслом (Эта олифа во многих местах настолько пропитала поверхность старой фрески, что придала ей блестящий, как бы полированный характер.); они имеют множество механических повреждений - царапин, выбоин, стертостей; в них сплошь и рядом утрачены старые подлинные прописи, сделанные al secco. Ко всему этому следует присоединить, что целый ряд фресок сохранил (уже после последней реставрации) позднейшие прописи маслом, которые, как они ни тонки, все же искажают первоначальную форму. Вообще состояние сохранности фресок далеко не одинаковое: попадаются (правда, редко) относительно хорошо уцелевшие фигуры и лица, но гораздо чаще приходится иметь дело с сильно попорченными фрагментами. По-видимому, здесь решающую роль сыграли «люди» митрополита Филарета и «комнатных живописных дел мастер Фохт», которые безжалостно драли старую живопись. Вот почему последняя выглядит теперь более простоватой и примитивной, нежели она была в свое время. В силу утраты прописей al secco в ней сильнее выступил линейный каркас, по причине же выцветания красок и пропитанности их олифой она воспринимается теперь более монохромной.

Слайд 2

Валерий Григорьевич Кикта

Заслуженный деятель искусств РФ и Украины, лауреат премии мэрии Москвы в области литературы и искусства, лауреат премии Союза композиторов России, секретарь правления Союза композиторов России, член редакционной коллегии журнала «Балет», председатель правления Русского арфового общества, президент Фонда им. И.С. Козловского - все это звания и должности Валерия Кикты.

Слайд 3

Современный композитор, родился в Украине в 1941 г, а музыкальное образование получил в Москве. В своих крупных сочинениях композитор обращается к интонациям и образам христианской славянской культуры. Он, словно летописец, бережно сохраняет для потомков события древности, насыщая их собственной интонацияей.

Слайд 4

Концертная симфония для арфы с оркестром "Фрески Софии Киевской" В.Кикты

"Фрески" были созданы в семидесятые годы, во время эпохи застоя, когда сам факт обращения в творчестве к храму был достаточно смелым, так как мог повлечь за собой серьезные последствия. Подобная тематика стала модной гораздо позже. Появление этого произведения могло быть исключительно внутренней потребностью композитора, вызванной неизгладимым впечатлением от фрескового цикла в храме Святой Софии в Киеве. "Фрески" - взгляд современного художника на события старины. Автор проводит идею вечности живого прошлого через сближение искусств - музыки и древней живописи.

Слайд 5

"Фрески" -произведение с чертами смешанной жанровости. В подзаголовке - "концертная симфония для арфы с оркестром" фиксируется концертность и симфоничность замысла. Тип композиции напоминает сюиту (девятичастное произведение):

1 Орнамент 1 2 Зверь нападает на всадника 3 Орнамент 2 4 Групповой портрет дочерей Ярослава Мудрого 5 Михайловский придел 6 Борьба ряженых 7 Музыкант 8 Скоморохи 9 Орнамент 3

Слайд 6

№1,№3,№9 «Орнамент»

Пеструю вереницу музыкальных картин и образов, в которых раскрывается единство небесного и земного, скрепляет музыкальная тема «Орнамент». Она звучит во «Фресках» несколько раз. Это те чувства, которые охватывают вас, когда вы присутствуете в этом храме: это и ощущение, что здесь бывал Ярослав Мудрый, что здесь происходили центральные события, связанные с историей Киевской Руси. «Орнамент» – это и красота, и неповторимость, и изменяемость….

Слайд 7

№4 «Групповой портрет дочерей Ярослава Мудрого»

В этом фрагменте два пласта звучания. Первый – нисходящие мелодические попевки скрипок, тремоло которых создает трепетное, зыбкое, изящное звучание. Второй – повторяющиеся пятизвучные нисходящие интонации арфы, которые звучат неопределенно, неясно, словно мерцающие свечи. Так композитор рисует образы загадочных и утонченных девушек – дочерей князя, изображенных неизвестными мастерами-живописцами на фресках собора, будущих королев Франции, Норвегии и Венгрии.

Слайд 8

№6 «Борьба ряженых»

В «Борьбе ряженых» жесткие короткие ритмы ксилофона в разных регистрах перемежаются с напряженным журчанием арфы. Быстрый темп музыки, ее безостановочное движение усиливает яркий, радостно-тревожный характер части.

Слайд 9

№7 «Музыкант»

Одна из самых драматических частей симфонии. Музыка рисует образ одинокого музыканта-скрипача. Композитор использует тембр солирующего альта, который подражает звучанию древнего струнного инструмента – гудка, предка современной скрипки. Фон для главной темы этой части составляют монотонный долгий звук и отзвуки арфы.

Слайд 10

№8 «Скоморохи»

В «Скоморохах» композитор рисует «беспечное племя веселых бродяг». Эта часть построена на коротких плясовых повторяющихся интонациях с шутовством, насмешкой, безостановочным движением, бряцанием струнных инструментов, перезвоном бубенцов, подражанием балалаечным и свирельным наигрышам.

Слайд 11

По словам композитора "Фрески" выражают всю гамму чувств, которые вызывает образ родного Киева с его уникальным художественным наследием. Это произведение глубоко личное. Оно было создано с желанием запечатлеть мгновение, когда под куполом храма для композитора ожили и зазвучали фрески. Тем интереснее тот факт, что "Фрески Софии Киевской" стали необыкновенно популярны и постоянно звучат в концертном исполнении, на телевидении и радио.

Слайд 12

Собор Святой Софии

заложен в 1037 году великим русским князем Ярославом Мудрым, в честь 50-летия принятия христианства на Руси, сохранил до наших дней не только богатство древней архитектуры, но и живописное убранство XI века. В Софии Киевской гармонично сочетаются два вида монументальной живописи - мозаики и фрески. Мозаики выделяют главные части интерьера - центральный купол и алтарь. Все остальное пятинефное пространство, вторые этажи, обе лестничные клетки и открытые галереи были украшены фресками. До наших дней сохранилось 260 квадратных метров мозаик и около трех тысяч квадратных метров фресковой росписи.

Слайд 13

Росписи, сюжеты, размещение изображений подчинены четкому идейному замыслу, вытекавшему из назначения собора София Киевская как главного храма Древнерусского феодального государства. Посвященный Софии как символу мудрости, Киевский Собор Святой Софии, его архитектура и живопись должны были утверждать и укреплять христианское вероучение, а вместе с ним и феодальную власть.

Слайд 14

Большинство фресок Софии Киевской, среди которых преобладают единоличные изображения святых, исполнены в смелой и энергичнной манере. В лицах художники всячески подчеркивают пристально устремленные на зрителя большие глаза. Поскольку в Софии Киевской греческие мастера работали бок о бок с русскими, нетрудно объяснить наличие русских черт в ряде изображений.

Слайд 15

Фрески Софийского собора в Киеве

  • Посмотреть все слайды

    Цель:

    1.Расширить представление о жизненных прообразах и народных истоках музыки, раскрыть взаимосвязь музыки и изобразительного искусства через произведения живописи и музыки.

    Задачи:

    Образовательная : Познакомиться с концертной симфонией В.Г. Кикты «Фрески Софии Киевской»; показать как музыка и изобразительное искусство разными средствами художественной выразительности отражают создание музыкальных и художественных произведений.

    Познакомить с понятиями: «музыкальный орнамент», «фреска». Историей возникновения фрески.

    Развивающая : развивать осознанное восприятие музыки и живописных полотен, воображение, словарный запас. Развить навыки анализа музыкального произведения; Развивать исполнительские навыки:, пение в активной певческой позиции, работа над дикцией в исполняемых песнях.

    Воспитательная : приобщать к духовной национальной культуре, воспитывать чувство патриотизма, уважительного отношения к шедеврам музыкального и изобразительного искусства. Воспитывать навык слушательской культуры, эмоциональную отзывчивость.

    ТИП УРОКА: Урок - экскурсия

    ТЕХНОЛОГИИ: информационная (защита презентаций)

    деятельностная («создание образа под музыку»);

    здоровьесберегающая (метод пластического движения,

    вокальные упражнения, подвижный способ обучения);

    ФОРМЫ РАБОТЫ: фронтальная, индивидуальная, групповая (в парах)

    ОБОРУДОВАНИЕ: компьютер с мультимедийной установкой, DVD–плеер,

    магнитофон, бубны, треугольник, два

    колокольчика (большой, маленький), трещотки, колпаки,

    рубахи, музыкальные инструменты для скоморохов

    ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ: презентация к уроку, учебник, видео,

    музыкальные файлы. (В.Г.Кикта концертная симфония

    для арфы с оркестром «Фрески Софии Киевской»,

    фрагменты: «Орнамент»; «Групповой портрет дочерей

    Ярослава Мудрого»; «Скоморохи ». Песня «Пришли

    скоморохи» (ансамбль «Русь изначальная», поэма для

    хора и оркестра и русских народных инструментов,

    композитор М. Фирсов).

    РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ: тестовые справочные материалы,

    альбомы для рисования, карандаши.

    ^ ХОД УРОКА

    «Есть музыка , которая к нам идет ,

    и - другая , которая требует ,

    чтобы мы к ней шли ».

    венгерский композитор XIX в. Ференц Лист

    i.
    Орг. момент. (2мин) :

    Слайд 1 (Звучит песня «Сто церквей»)

    Учитель ИЗО:

    Выберите одну из 4-х картинок на доске которой соответствует ваше сегодняшнее настроение и прикрепите самоклеющийся листочек зеленого цвета на доске около соответствующей картинки (учащиеся прикрепляют на доске свои листочки около соответствующих картинок)




    1. Проверка домашнего задания (3 мин.)

    Слайд 2,3

    Учитель музыки:

    Угадайте, какое произведение звучит, назовите его композитора?

    (звучат отрывки из произведений П. Чеснокова «Да исправится молитва моя», М.С. Березовского «Не отвержи мене во время старости», «Пляска скоморохов» из оперы Н. Римского-Корсакова «Снегурочка»)

    К какому жанру музыки относятся эти произведения?

    Слайд 4

    (Русская духовная музыка, Русская народная музыка или русский музыкальный фольклор)

    «Есть музыка, которая к нам идет, и - другая, которая требует,

    чтобы мы к ней шли». Ференц Лист

    Слайд 5

    Эти слова великого венгерского композитора, подходят к нашему сегодняшнему уроку, на котором мы совершим экскурсию.

    ^ III. Объяснение нового материала (25 мин.)

    Учитель ИЗО:

    Внимание на экран.

    (Фото города Киева,Украина, Собор Софии Киевской

    на фоне колокольного звона)

    Как вы думаете, куда мы сегодня отправимся с вами путешествовать?

    (ответы детей: В собор , в храм, в церковь)

    Да, сегодня мы совершим с вами экскурсию в г. Киев в Собор Софии Киевской, который является памятником архитектуры мирового значения

    Мы с вами совершим путешествие по Древней Руси, возвратимся к истокам её культуры. На сегодняшнем уроке мы сможем:

    Слайд 6


    • Расширить представление о жизненных прообразах и народных истоках музыки;

    • Познакомиться с концертной симфонией В.Г.Кикты «Фрески Софии Киевской»;

    • Развить навыки анализа музыкального произведения;

    • Выявить общность музыки и изобразительного искусства;

    • Познакомить с понятием «Фреска», с историей её возникновения;

    • Расширить представление о различных видах орнамента.

    (Видео о соборе Софии Киевской, картинки с фресками.

    на фоне музыки В. Кикта «Орнамент»)

    ^ Слайд 7 (видео)

    По велению князя Ярослава Мудрого в начале XI ВЕКА В Киеве воздвигли величественный собор святой Софии. Считалось, что святая София – символ премудрости Божией. Вплоть до нашего времени собор продолжает поражать удивительной пышностью, уникальным многоцветьем фресок, белоснежной резьбой алтаря, золотом мозаичных сводов.



    ^ Учитель ИЗО:

    Обратите внимание, что собор украшен фресками.

    А кто знает, что такое фреска?

    Слайд 8

    Фре́ска (от итал. affresco - свежий ) ,выполняется она по сырой штукатурке, одна из техник стенных росписей, противоположность а секко (росписи по сухому). При высыхании содержащаяся в штукатурке известь образует тонкую прозрачную кальциевую плёнку, делающую фреску долговечной.

    В настоящее время термином «фреска» могут называть любую стенную живопись, вне зависимости от её техники (а секко, темпера, живопись масляными, акриловыми красками и т. д.). Впервые этот термин появился в трактате итальянского художника Ченнино Ченнини (1437). Иногда по уже сухой фреске пишут темперой.

    ^ Учитель ИЗО:

    О истории возникновения фрески нам расскажет ученик.

    История

    Точная дата появления фресок неизвестна, но уже в период Эгейской культуры (2-е тыс. до н. э.) фресковая живопись получила широкое распространение. Это была живопись красками, где в качестве связующего использовались клей или казеин, а сама техника была близка к «а секко». Доступность исходных материалов (известь, песок, окрашенные минералы), относительная простота техники живописи, а также долговечность произведений обусловили большую популярность фресковых росписей в античном мире. В христианском искусстве фреска стала излюбленным способом украшения внутренних и (реже) внешних стен каменного храма.

    В Древней Руси техника стенной росписи в основном была смешанная - живопись водными красками по сырой штукатурке дополнялась темперно-клеевой техникой (фон, верхние прописки) с различными связующими (яйцо, животные и растительные клеи).

    Давайте повнимательнее рассмотрим элементы, которые украшают Киевский собор.

    Слайд 9

    Да, украшает их орнамент. Давайте вспомним, а что такое орнамент?

    Ответ детей.

    Орнаменты - это последовательное повторение отдельных узоров или целой их группы. Основное назначение орнамента украсить поверхность предмета, подчеркнуть его форму. Ритмическое повторение одного или нескольких элементов (мотивов) орнамента называется раппортом.

    ^ Учитель ИЗО:

    А какие виды орнаментов вам уже известны?

    Слайд с картинками видов орнаментов.

    По своим мотивам орнамент может быть:
    - геометрический, состоящий из различных геометрических элементов;
    - меандровый - в виде беспрерывных ломаных линий, широко применявшийся в искусстве Древней Греции и получивший свое название от извилистой реки Меандр;
    - растительный, составленный из рисунков стилизованных цветов, плодов, листьев, веток и т.п.;

    Язык каждого орнамента тесно связан с историей и культурой народа, его восприятием окружающей среды.

    ^ Учитель музыки:

    Слайд 10

    Все это великолепие уже в XX веке навеяло композитору Валерию Григорьевичу Кикте прекрасные, яркие образы, которые он воплотил в Концертной симфонии для арфы с оркестром «Фрески Софии Киевской». Выделение арфы в качестве солирующего инструмента - ассоциации со звучанием славянских гуслей. Арфа здесь присутствует как символ древности, внося одновременно элемент повествовательности и некой временной пространственности, как бы воспаряющей под купола храма в Бесконечность.

    ^ Краткое сообщение о композиторе учащегося с презентацией.

    Слайд 11

    Примерная информация.

    ^ Валерий Григорьевич Кикта́ (р. 22 октября 1941 в поселке Владимировка Волновахского р-на Донецкой области Украина) -композитор, профессор консерватории. В 1960 году окончил Московское хоровое училище, в 1965 г. - композиторское отделение Московской консерватории. В 1967-1993 годах ведущий музыкальный редактор издательства «Советский композитор». С 1968 года - член Союза композиторов СССР, с 1989 г. - член правления Союза композиторов Москвы и председатель комиссии музыкального театра Союза композиторов Москвы, с 2006 г. - секретарь Союза композиторов России. С 1989 г. - член редакционной коллегии журнала «Балет».Выступал на Мировом конгрессе арфистов в Женеве на тему «Музыка для арфы в России» (2002).С 2004 г. - председатель Русского хорового общества (Москва).Автор сочинений различных жанров - В. Г. Киктой написано 11балетов («Дубровский», «Владимир-креститель» и др.), симфонические произведения («Украинские колядки, щедривки и веснянки», «Фрески Св. Софии Киевской»), оратории и кантаты, инструментальные концерты, хоровые произведения, произведения для органа, арфы, музыка для детей и юношества и другие. Вокальный цикл на стихи А.Пушкина " Пробуждение".

    Итак, мы знакомимся с его симфоническим произведением «Фрески Софии Киевской» написал он ее в честь 1000 –летия крещения Руси.

    И мы продолжим совершать экскурсию, только уже музыкальную по фрескам собора. Пеструю вереницу музыкальных картин и образов, в которых раскрывается единство небесного и земного скрепляет музыкальная тема, которая является путеводителем в симфонии, которая как рефрен повторяется в них несколько раз.

    Проведём маленькое исследование. Рассмотрите рисунки у вас на столе.

    Найдите повторы в рисунке и нотах. Кто уже нашёл?

    Объясните ход своих мыслей.

    ^ Один ученик показывает на экране с объяснением (Сначала находим повторение узора в изобразительном орнаменте. Это начальный и последний узоры. Такие же повторы мы наблюдаем и в нотном фрагменте в виде коротких длительностей на нижней строчке. Значит оба этих фрагмента являются орнаментом).

    Послушайте фреску с которой начинается симфония.

    ^ Слушание фрагмента

    Попробуйте дать ему название?(орнамент) Какие ощущения вас охватили когда вы слушали «Орнамент»?

    Как вы думаете, почему композитор назвал эту часть произведения «Орнаментом?»

    С каким жанром русского музыкального фольклора имеет сходство эта тема?

    Звучание какого музыкального инструмента имитирует композитор в этой теме? (гусли)

    Слайд 12

    Такое жанровое сходство с русским фольклором не случайны – так композитор отражает эпоху Древней Руси: «Орнамент» - говорит композитор, - самый значительный образ. Это те чувства, которые охватывают вас, когда вы присутствуете в этом храме: это и ощущение, что здесь бывал Ярослав Мудрый, что здесь происходили центральные события, связанные с историей Киевской Руси, и мысль – сколько раз разрушалась Киевская София, и всегда она возрождалась во всей своей красоте»…

    В симфонии 9 фресок и каждая музыкальная фреска имеет свое название.

    Слайд 13

    1.
    Орнамент 1

    2.
    Зверь нападает на всадника

    3.
    Орнамент 2

    4.
    Групповой портрет дочерей Ярослава Мудрого

    5.
    Михайловский Придел

    6.
    Борьба Ряженых

    7.
    Музыкант

    8.
    Скоморохи

    9.
    Орнамент 3

    Учитель ИЗО:

    - Откройте учебник Музыка 6 класс на 60 стр., перед нами живописная фреска «Групповой портрет дочерей Ярослава Мудрого».

    Слайд 14

    Учитель музыки:

    Четвертая часть концертной симфонии носит название «Групповой портрет дочерей Ярослава Мудрого»

    Вы уже знаете, что такое фреска (роспись на сырой штукатурке). Значит и музыка здесь должна звучать непростая, а живописная. Во время прослушивания фрагмента вам необходимо определить общие черты музыки и ИЗО.

    У вас на столах имеются парные элементы музыкальной и живописной выразительности.

    (раздаточные, тестовые справочные материалы )

    МУЗЫКА ЖИВОПИСЬ
    Линия – прямая, ломаная
    МУЗЫКА ЖИВОПИСЬ
    Мелодия – поступенная, скачкообразная Линия – прямая, ломаная
    Тембр инструментов – ударные: ксилофон, барабан; струнные: арфа, скрипка-тремоло; деревянные духовые: дудки, гудки. Колорит – ясный, мерцающий, яркий.
    Форма – рондо, вариация, двухчастная Композиция – расположение частей равномерное, повторное, хаотичное
    Развитие музыки – инструментальное, динамическое, темповое, контраст Развитие художественной идеи – приближение, дополнение, борьба

    ^ Учитель ИЗО:

    - У вас в таблице одной из характеристик живописной выразительности является – калорит.

    - Давайте вспомним, что такое колорит?

    Слайд 15

    Колорит изображения (отлат.

    color - краска, цвет) - общая эстетическая оценка цветовых качеств произведения искусства, характер цветовых элементов изображения, их взаимосвязи, согласованности цветов и оттенков.

    ^ Учитель музыки:

    Одной из характеристик музыкальной выразительности является форма и среди указанных форм это рондо.

    Слайд 16

    Рондо - музыкальная форма, в которой главная тема (рефрен) повторяется не менее 3-х раз, чередуясь с различными эпизодами: A B A C A... А - главная тема - рефрен.

    Двухчастная Форма рондо

    А В A + B + A + C + A, где А – рефрен, ВС – эпизоды

    IV. Самостоятельная работа учащихся в парах (2мин).

    Работаем в парах один из вас – художник, определяет, глядя на фреску, элемент живописи и подчёркивает его, другой – музыкант, находит в соответствии элемент музыкальной речи и также выделяете его.

    Слайд 17

    Проверьте друг друга, музыканты проверят художников, а художники проверят музыкантов и поставьте количество правильных ответов…

    ^ Правильный вариант ответов

    Слайд 18

    Давайте проанализируем музыку:

    Слайд 19

    1.
    Как вы считаете, где происходит действие, запечатленное на этой фреске?

    2.
    Что свидетельствует об этом?

    3.
    Как вы считаете, в изображении девушек будущих королевы Франции, Норвегии, Венгрии больше фантастичности, сказочности или реальности?

    4.
    Какими чертами наделена музыкальная фреска? Найдите эти черты на стенах нашего кабинета.

    ^ Слова на стенах кабинета:

    трепетность,

    изящность,

    загадочность,

    тревожность,

    взволнованность,

    восторженность,

    смятение,

    вдохновение,

    меланхолия,

    мрачность,

    грозность,

    праздничность,

    ^ Учитель музыки:

    Попробуйте дать название следующей фреске

    Слайд 20

    звучит фреска «Скоморохи»

    Какие, на ваш взгляд, элементы музыкальной речи здесь проявляются ярче всего?

    (бряцанье струнных инструментов, безостановочное движение, перезвон бубенцов, балалаечный и свирельный наигрыш)

    Какое название вы дали бы этой музыке? О чем, на ваш взгляд она рассказывает?

    («Скоморохи»)

    Слайд 20

    (Слушание части полностью, ответы на поставленные вопросы).

    Вспомните, кто такие скоморохи? За что этих людей так любили на Руси?

    Слайд 21

    (Вокально-театрализованная разминка 4 мин.)

    Давайте попробуем отправиться в наше прошлое и примерим на себя скоморошье ремесло. А поможет нам в этом русская народная песня «Пришли скоморохи» (ансамбль Русь изначальная». Прослушайте…

    - работа с текстом на экране; (слова песни проговариваются)

    - разучивание мелодической линии;

    - исполнение с театрализацией: (раздаются инструменты, колпаки, рубахи).

    Перевоплощаемся, а по окончанию этого выступления, мы с вами выберем лучшего скомороха- певца, скомороха-музыканта, скомороха- танцора.

    Победителям вручаются медали: «Скомороха- певца», «Скомороха-музыканта», «Скомороха- танцора».

    Слайд 22

    Внимание звучит следующая фреска («Музыкант»)

    Догадались, какое название имеет эта фреска? («Музыкант»)

    ^ Учитель ИЗО:

    Слайд 23

    Попробуйте изобразить, какая фреска была перед глазами композитора во время ее написания, украсьте эту фреску соответствующим орнаментом. Таким образов вы выполните свой собственный мини-проект.

    (Учащиеся рисуют эскизы фресок с орнаментом- мини проект фрески)

    ^ V. Самостоятельная работа учащихся под музыку «Музыкант»

    Фресками украшены все боковые части Киевского , также их можно увидеть на башнях, хорах и галереях. Изначальные изображения частично обновлялись во время реставрации в XVII веке. В конце XVII века поврежденные фрески Софии Киевской были полностью отреставрированы. Частично были нанесены новые изображения масляными красками.

    Масляная живопись в то время не представляла художественную ценность, но ее сюжеты полностью повторяли росписи древних фресок. В XIX веке были проведены капитальные реставрационные работы, в результате которых все наслоения с древних фресок были расчищены. В некоторых местах для сохранения первоначального ансамбля пришлось наносить некоторые изображения. Фресковая система Софии Киевской включает в себя изображения многочисленных орнаментов, сцен, фигур святых в полный рост и полуфигур.


    Саша Митрахович 29.12.2016 15:15


    Фреска «Семья Ярослава Мудрого» это изображение является особенно интересным у памятника . Фрески занимают северную, западную и южную стороны основного нефа. Удивительно, но центральная часть этой композиции не сохранилась до наших дней, узнать ее можно по работе голландского художника Абрагама Ван Вестерфельда, который посещал Киев в 1651 году.

    На мозаике Ярослав Мудрый держит в руках макет Софии Киевской, рядом находится его жена княгиня Ирина. Они направляются к Иисусу Христу, который изображен вместе с князем Владимиром и Ольгой - основоположниками христианства в Древней Руси. За княжеской четой находятся их дети, также направляющиеся к Христу. Эта огромная композиция лишь частично сохранилась. Сегодня можно увидеть только две фигуры на северной стороне и четыре на южной стене.

  • error: